Фразеологический оборот представляет собой богатейший экспрессивно-стилистический потенциал для литературного творчества.
По мнению многих лингвистов, специфика фразеологической единицы определяется её воспроизводимостью. Под этим свойством понимается то, что в процессе речевого общения фразеологизмы не создаются, а воспроизводятся как устойчивые лингвистические единицы.
Примеры фразеологических оборотов, которые приводятся в словарях лингвистических терминов, обычно представляют те значимые единицы, в которых семантика мотивирована, постоянна и несет яркую образность. Это могут быть пословицы, поговорки, устойчивые образные выражения: "дождь льет как из ведра", "снег на голову", "денег куры не клюют", "коса на камень", "на вес золота", "что в лоб что по лбу", "море по колено" и т. п.
Рассмотрим два вида фразеологических оборотов.
Фразеологический оборот, состоящий из лексических единиц фиксированного употребления, относится к так называемому сращиванию, то есть такому выражению, где компоненты слиты в единый образ, который заключен в их смысловой "спаянности".
Например, выражение "бить баклуши" только в такой устойчивой комбинации слов несет определенную семантику, и всем известно, что оно означает "бездельничать", "предаваться пустому времяпровождению". Но это значение переносное, а этимология выражения связана со старинной игрой в городки. При игре использовались небольшие дощечки, которые нужно было сбить специальной палкой. Они назывались баклушами, а сбивание их считалось забавой, праздным провождением времени.
Фразеологические единицы используются часто авторами в видоизмененной форме с целью создания поэтического образа.
У Б. Ахмадулиной выражение "бить баклуши" - главное образное семантическое ядро в описании воскресного дня как отдыха:
"Но день воскресный уж баклуши бьет то детским плачем, то звонком посудным."
Фразеологический оборот, где составляющими являются слова, связанные друг с другом смысловым значением, относится к свободному фразеологизму.
Рассмотрим некоторые способы индивидуально-авторского подхода к изменению фразеологических единиц в поэтическом творчестве современных поэтов.
Фразеологические обороты и их значения в авторской интерпретации, проходя творческий процесс переосмысления, видоизменяются, и наряду с прямым значением часто приобретают свойства метафоры, рождая особый поэтический контекст.
Приведем примеры из поэтического творчества нашего современника, ставропольского поэта Андрея Дулепова:
Луна за окошком на крышу присела. /Мысль в стремительный полет душу за собой зовет/Птицей вырвется душа/ А ненастье, хихикая, кривится...
Рассматривая употребление фразеологизмов в поэтической речи современных авторов, можно отметить употребление межстилевых разговорно-бытовых элементов с целью усиления экспрессии:
Вот, снова вынужден ввязаться в драку
Ввяжусь, а вдруг не хватит сил
И недруги прихлопнут бедолагу...(А. Дулепов)
Пример из творчества ставропольского поэта А. Мосинцева:
И как пройдохи ни дудят в дуду
О прелестях всеобщего гражданства -
Лгут подлецы! У мира на виду
Пока одна лишь ненависть - к славянству.
Многие фразеологизмы явно "открыты" и показывают авторское отношение к ним: сожаление, иронию, шутку, порицание, боль, то есть то, что называется сопереживанием.
Жалко воинов, из-за чужих амбиций
На чужбине пасть парням пришлось.
Багровеют над могилами зарницы
И слезами с неба – теплый дождь... (А. Дулепов)
Или известное стихотворение Ю. Кузнецова "Возвращение", где клубящийся дым - это не бытовая зарисовка, а символ тленности бытия, безвозвратной потери.
Шел отец, шел отец невредим
Через минное поле.
Превратился в клубящийся дым
Ни могилы, ни боли...
Еще один пример из творчества А. Мосинцева:
Оптимизм Россией не утрачен
Хоть и глуп любой переворот,
Глядь, опять сулит селу удачу
Свора состоятельных господ.
Авторское выражение "свора господ", в котором угадывается фразеологическая единица "свора собак", представляет авторское преобразование, где имплицированный элемент "свора" в неожиданном сочетании с выражением "состоятельные господа" создает развернутую метафору.
Лишь несколько приведенных примеров наглядно иллюстрируют, как фразеологический оборот, активно используемый современными авторами в качестве "поэтической фразеологии", с помощью введения в текст разнообразных приемов способствует усилению его образности, яркости и, помимо информационной функции, выполняет задачу эмоционального воздействия на читателя.