О том, что потребительское отношение к природе недопустимо, давно твердят многие религиозные и общественные деятели. Сегодня и учёный мир также начинает утверждать, что вместе с вырождающейся природой, однозначно, вырождаются и люди. Выражается это не только в духовном, но и в физическом ослаблении человека. Разваливается счастье и сама личность, потому что нарушается умственное равновесие.
Сильно отражается на развитии детей урбанистический образ жизни. Все признают, что бережное отношение к природе нужно воспитывать с раннего возраста. Однако наши дети изучают мир растений и животных по картинкам в книжках, кинофильмам и телевизионным передачам. Вряд ли такая подготовка к жизни может научить их повадкам животного мира и дать почувствовать жизнь леса, научить приметам, предшествующим смене времён года.
Несмотря на то, что в Японии урбанизация достигла значительных высот, там нейтрализуют её отрицательное влияние на детей, развивая у них бережное отношение к природе. Для этого в программу изучения различных предметов входят обязательные походы и экскурсии, а также все в школе проходят постоянный курс «любования природой».
В результате, японские школьники, даже в условиях радикальной урбанизации, сохранили способность различить до двухсот цветовых оттенков. У наших хорошо развитых детей такая способность ниже в десять раз, потому что они в таких же условиях смогли отличить только двадцать. Безусловно, что это указывает на скудность среды обитания, в которой они находятся, бедность восприятия мира и их равнодушное отношение к природе.Если сравнить наши природные ресурсы, с их богатейшим растительным и животным миром, и японские, то сложно даже представить, какими бы способностями обладали наши школьники, если бы и им преподавали любование?! Все наши эмоции развиваются в процессе познания. При этом только взрослые люди, совершая те или иные поступки, играют решающую роль в проявлении и в закреплении у детей тех или иных чувств, способных развивать не только бережное отношение к природе, но и целый спектр определённых свойств характера.
К примеру, эстетичность – это эмоциональные отношения людей ко всему, чем можно восхищаться не только в природе, но и в искусстве и, вообще, в жизни. Конечно, учитель, у которого чувства к среде обитания были воспитаны на уроках природоведения, не сможет развить у своих учеников восприятие мира лучше, чем он его ощущает сам.Поэтому, в заключение, хочется призвать родителей, взять на себя ответственность за своих детей и, отложив бесконечную домашнюю суету и призрачное беспокойство о материальном, начать самостоятельно преподавать своим детям уроки любования природой, хотя бы раз в неделю. Найдите время и возможность обратиться к истокам жизни, чтобы всем вместе научиться восхищаться тем чудесным миром, в котором мы пока ещё живём.