План самообразования – это отличная возможность систематизировать и упорядочить свою деятельность, продвинуться по карьерной лестнице. Для того чтобы не превратиться в «вечного студента», важно повысить эффективность обучения.
Последовательность действий
Предлагаем план самообразования воспитателя, воспользоваться которым смогут и учителя общеобразовательных школ.
- Продумать цель своей деятельности. Она может быть связана не только с изучением возрастных особенностей дошкольников, но и с изменениями личности.
- Важно помнить о том, что план самообразования – это последовательность действий, соблюдение которых способствует достижению поставленной цели.
- Создание собственной системы мотивации. Если будут возникать мысли прекратить обучение, развитие, план самообразования поможет справиться с ситуацией.
- Овладение приемами мнемотехники позволяет упрощать процесс запоминания необходимого объема информации.
- Введение в распорядок дня системы упражнений, которые направлены на развитие памяти.
Самообразование дошкольников
После введения в систему дошкольного российского образования новых федеральных стандартов существенно изменился подход педагогов к образовательному процессу. В Советском Союзе основная задача учителя состояла в передаче максимального объема теоретических знаний подрастающему поколению.
В настоящее время в план самообразования воспитателя входят мероприятия, которые направлены на развитие детей, получение ими практических умений и навыков.
Отдельное внимание уделяется построению индивидуальных развивающих траекторий для каждого участника образовательного процесса.
Компетентностный подход, используемый в российском дошкольном образовании, способствует выполнению социального заказа – формированию человека с активной гражданской позицией, способного адаптироваться в современном обществе.
Воспитатель продумывает для каждого своего подопечного отдельный план развития, самообразования. Благодаря систематическому мониторингу, педагог анализирует личностный рост малыша. При выявлении отставания от намеченного графика, педагог подбирает оптимальные методические инструменты, осуществляет корректировку выявленных проблем.
Развитие школьников
В рамках школьного обучения также важно продумать четкий план самообразования. ФГОС, введенные в начальную школу, потребовали от учителей нового подхода к образовательной, воспитательной, развивающей деятельности.
Педагог вместе с ребятами продумывает четкий алгоритм действий, основной целью которого является оптимизация деятельности. План самообразования можно сделать как для отдельного ученика, так и для классного коллектива.
Например, в него можно включить специальные упражнения, которые способствуют формированию выносливости, быстроты реакции. Основной задачей педагога в рамках компетентностного подхода является формирование у школьников навыков самостоятельной деятельности. Учитель только сопровождает ребенка, помогает выбирать оптимальный путь развития, корректировать его. Новые стандарты предполагают проведение на каждом учебном занятии рефлексии, позволяющей каждому ученику оценить свою деятельность на уроке, выбрать те элементы, которые не были выполнены в полном объеме, продумать способы устранения выявленных проблем.
Заключение
Для того чтобы у дошкольников и учеников гимназий, школ, лицеев, сформировались теоретические и практические умения и навыки, важно уделять внимание самообразованию. Такая деятельность должна быть четко продуманной, структурированной и последовательной.
Новые образовательные стандарты, введенные на всех ступенях отечественного образования, способствуют созданию оптимальных условий для приобретения детьми дошкольного и школьного возраста универсальных учебных навыков. Самообразование - это один из эффективных инструментов развития, познания своих творческих и интеллектуальных способностей.
Отметим, что самообразованием занимаются и педагоги, поскольку совершенствование профессиональных навыков является обязательным условием для учителей и воспитателей в рамках новых профессиональных стандартов.