Принцип системности при определении стратегии управления инновационной деятельностью

В общепринятом смысле стратегию в сфере бизнеса рассматривают как генеральное направление деятельности, обеспечивающее согласование целей, возможностей компании и интересов ее сотрудников. При разработке стратегии необходимо соблюдать принцип системности и учитывать реальные условия конкретного периода развития корпорации.

Корпоративная деловая стратегия, использующая в качестве базового принцип системности в управлении, означает умение эффективно использовать имеющиеся материальные и интеллектуальные ресурсы в целях достижения максимально возможных результатов. Для коммерческих организаций  это получение экономического (доход, прибыль) или социального эффекта за счет производства или предоставления услуг с наименьшими издержками и качественного удовлетворения рыночных потребностей. Успешная реализация продукции (услуг) может быть обеспечена при наличии конкурентных преимуществ. Поэтому стратегия должна предусматривать (помимо таких разделов, как корпоративная миссия, принцип системности, продукция (услуги), деловой портфель, ресурсы, привлечение инвестиций) разработку и использование инноваций, на основе которых будут освоены новые технологии, созданы новые виды товаров или усовершенствованы существующие, обеспечен выход на новые рынки.

Определение стратегии для каждой организации имеет свои оригинальные подходы, учитывающие принцип системности в психологии и зависящие от интеллектуального потенциала, динамики развития, позиции на рынке, особенностей выпускаемых товаров или оказываемых услуг, финансового положения и иных факторов. В то же время, как отмечают специалисты, наметилась некая гипотетическая структура стратегического плана, позволяющая применить принцип системности в оценке производственно-экономической и коммерческой деятельности, эффективности распоряжения ресурсами. Центральное место в этой структуре занимает инновационная деятельность как наиболее важный фактор, влияющий на достижение целей организации.

Принцип системности предусматривает, что непременными условиями реализации стратегии управления на основе инноваций являются:

1) наличие инновационного центра, способного генерировать творческие идеи и создавать новые технические (технологические) решения на уровне изобретений;

2) эффективная система выбора инновационных проектов посредством оценки их технико-экономической значимости;

3) программно-целевой подход к разработке и реализации проектов;

4) индивидуальная и коллективная заинтересованность в достижении целей проекта;

5) экономические и социальные условия, обеспечивающие восприимчивость к нововведениям;

6) эффективная система управления проектами;

7) ориентация на удовлетворение потребностей рынка.

Основные системные задачи такого инновационного центра:

а) определение направлений инновационного развития организации;

б) генерирование идеи (замысла) создания нового продукта или технологии;

в) отбор и оценка имеющихся альтернативных решений, которые могут быть использованы в качестве аналогов;

г) формирование программы НИОКР и организационной модели ее реализации;

д) разработка технической документации и проверка технологичности производства нового продукта;

е) обоснование показателей экономической эффективности и необходимых финансовых средств (бюджета) для его осуществления.

Учитывая всё возрастающий уровень международной конкуренции и стремление быть лидерами в производстве новых продуктов, что требует высоких затрат на НИОКР, наряду с существующими исследовательскими центрами целесообразно создание научно-исследовательских консорциумов. Их задача - формирование концепций современных технологий, а разработку индивидуализированных изделий и процессов осуществляют внутрифирменные инновационные центры.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.