Причастие в церкви: смысл таинства и правила

Причащение является одним из важнейших таинств православной церкви. Оно символизирует духовное соединение верующего с Иисусом Христом и прощение им грехов. Совершать причастие нужно с благоговением и после должной подготовки.

В этой статье подробно рассказывается о смысле причастия для православных христиан. Объясняются особенности просфор и вина, используемых для причащения. Даются рекомендации по правилам подготовки к таинству, поведению во время обряда и после него.

Что такое причастие и в чем его смысл для христиан

Причастие в церкви - это важнейшее таинство, совершаемое во время литургии. Согласно православной вере, во время причастия верующие принимают Тело и Кровь Христовы. По словам Христа, причащающиеся соединяются с Ним и получают жизнь вечную. Таким образом, святое причастие является духовной пищей для христиан, спасает их от грехов и дает силы для нравственной жизни.

Причащаясь, верующие тем самым вспоминают последнюю трапезу Христа с учениками накануне Его страданий и смерти. Тогда Он взял хлеб, благословил и, раздав ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Потом, взяв чашу и благодарив Бога, сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

  • причастие в церкви символизирует дар Христа людям - Его Жертву ради спасения человечества
  • причащение соединяет верующих со Христом, спасает от грехов и дает жизнь вечную
  • святое причастие является необходимой духовной пищей для христиан

Следовательно, причастие имеет глубокий сакральный смысл для православных верующих. Оно символизирует преемственность Нового Завета от Завета Ветхого. Таинство причастия позволяет каждому верующему стать причастником Жертвы Христа ради спасения людей и открывает путь к вечной жизни по заповедям Божиим.

Просфоры и вино для причастия в православной церкви

Как правильно готовиться к таинству причастия

Для правильной подготовки к таинству причастия необходимо соблюдать несколько важных моментов. Первое - пройти таинство исповеди и покаяния, чтобы очистить душу от грехов. Второе - соблюдать пост, то есть воздерживаться от определенной пищи. Пост обычно составляет 3 дня. Третье - накануне причастия прочитать так называемое «Последование ко Святому Причащению». Это специальный сборник молитв, который включает в себя:

  • - псалмы 22, 23, 50, 115
  • - канон
  • - 10 молитв
  • - молитву Иоанна Златоуста

Первые две части Последования принято читать дома накануне причастия. Последние две - в храме после обряда. Кроме того, богословы настоятельно рекомендуют в день причастия прийти на всю литургию.

Также перед причастием важно примириться со всеми, с кем были какие-то конфликты или обиды. При подготовке нужно настроить себя на смирение, покаяние и радость предстоящей встречи со Христом.

Элементы подготовки к причастию Пояснение
Исповедь Очищает от грехов
Пост Воздержание от определенной пищи
Молитвы, Последование ко Святому Причастию Духовная подготовка

Правила поведения верующих во время причащения

Правила поведения верующих во время таинства причащения направлены на поддержание благоговейной атмосферы этого важного христианского обряда. Вот основные моменты, о которых нужно помнить:

  1. Необходимо прийти в храм заблаговременно, к началу литургии, и оставаться до конца службы. Покидать храм во время литургии недопустимо.
  2. Вести себя тихо и благоговейно, не разговаривать. Молиться и сосредоточиться на происходящем.
  3. Следить за очередностью и по возможности не толпиться. Первыми обычно причащаются священнослужители и дети.
  4. Подходя к чаше, женщинам следует стереть помаду. Руки держать сложенными на груди крестом, правая поверх левой.
  5. У чаши громко назвать свое имя, открыть рот и осторожно проглотить Святые Дары. Ни в коем случае нельзя прикасаться к чаше руками.
  6. После причастия обязательно выпить запивку - теплоту (теплую воду) и съесть просфору. Это делается для того, чтобы все частицы Святых Даров были проглочены.

Также нельзя жевать или отплевывать просфору после причастия, ее нужно полностью проглотить. Запрещено целовать руку священника у чаши, креститься, причащаться в перчатках или с сумкой в руках.

После Причастия принято поклониться Спасителю и по возможности поцеловать икону. Затем можно подойти под благословение к священнику.

В целом поведение верующих должно выражать благодарность Богу за возможность приобщиться Святых Христовых Тайн. Радостное, но в то же время смиренное настроение поможет провести это время с максимальной пользой для души.

Стоит отметить, что священнослужители относятся с пониманием к тем, кто причащается в первый раз и может сделать что-то не так. Главное - искреннее стремление приобщиться Христу и соблюдение основных правил поведения.

Причастие - это радость для христианина. И пусть эта радость выражается в благоговейном трепете и слезах умиления.

Православные христиане в очереди на причастие во время литургии

Что можно и нельзя делать после принятия причастия

После причащения наступает особое время, когда верующий ощущает в своем сердце присутствие Христа. Церковные правила предписывают после Причастия вести себя благоговейно, воздерживаясь от некоторых действий. Однако есть и много мифов на эту тему.

Итак, что можно и нельзя делать сразу после причастия:

  1. Можно целовать иконы, креститься, принимать благословение священника.
  2. Можно принимать пищу. Лучше начинать с легкой - фрукты, овощи, хлеб. Но нет запрета и на мясные блюда.
  3. Можно умываться, чистить зубы, принимать душ.
  4. Можно общаться с близкими, но желательно на духовные темы.
  5. Нельзя употреблять алкогольные напитки в течение суток после Причастия.

Не стоит сразу после Причастия отправляться на шумные развлекательные мероприятия, заниматься физическим трудом. Лучше всего провести это время (хотя бы 1-2 часа) в молитвенном состоянии, читая Псалтирь или другую духовную литературу.

Очень распространено заблуждение, что нельзя плевать или выплевывать слюну после Причастия, а если что-то попало в рот (например, косточка) - ее нужно обязательно проглотить. На самом деле никакой необходимости в этом нет - можно спокойно пользоваться зубочисткой.

Также среди некоторых верующих бытует мнение, что после Причастия нельзя не только есть, но даже пить воду. Это совершенно не соответствует церковным канонам и здравому смыслу.

Конечно, в день Причастия христианин должен воздерживаться от греха, прощать обиды, творить добрые дела по отношению к ближним. Но все внешние ограничения имеют лишь вспомогательный характер для сосредоточения на главном - единении со Христом и пребывании в молитвенном настроении.

По возможности не стоит планировать на день Причастия ответственных дел, командировок, важных встреч - лучше посвятить это время духовному уединению и размышлениям.

Таким образом, после Святого Причастия можно делать практически все, что не противоречит заповедям Христовым и здравому смыслу. Главное - сохранять в душе благодарность Господу и стремление к добродетельной жизни.

Как часто причащаться православным христианам

В православной традиции причастие рассматривается как неотъемлемая часть духовной жизни христианина. Поэтому верующим рекомендуется принимать Святые Дары как можно чаще.

Идеальный вариант - причащаться во время каждой Божественной литургии, то есть примерно раз в неделю или чаще. Так поступают монахи и священнослужители. Мирянам такая регулярность может быть недоступна, но стремиться к ней стоит.

Минимальная частота, установленная церковными правилами,- один раз в 20 дней. Если христианин без уважительной причины не причащается более 3 недель, это считается тяжким грехом.

На практике большинство верующих причащаются во время всех многодневных постов - Великого, Успенского, Рождественского, Петрова. Также обязательно принимают Святые Дары в храмовые и великие праздники.

Есть и те, кто стараются причащаться каждое воскресенье или даже чаще - раз в неделю или два. Это очень похвально и полезно для души.

Частота причащения индивидуальна и зависит от возможностей и усердия каждого христианина. Но помнить стоит простое правило: чем чаще, тем лучше и полезнее для спасения души.

Также важный момент: нельзя пренебрегать исповедью из-за стремления часто причащаться. Для правильного принятия Святых Христовых Таин душа должна быть достойно очищена покаянием.

Итак, оптимальная частота причащения для мирян - не реже раза в месяц, а в идеале - всегда, когда есть такая возможность и нет препятствий в виде неисповеданных смертных грехов.

Особенности просфор и вина для причащения

Для совершения таинства причастия, согласно православной традиции, используются особые виды хлеба и вина. У них есть ряд важных отличий от обычных продуктов.

Хлеб для Евхаристии называется просфорой. Это небольшой круглый хлебец, испеченный по специальному обряду из пшеничной муки высшего сорта с добавлением чистой воды и дрожжей. Никаких других ингредиентов, в том числе соли, просфора не содержит.

В центре каждой просфоры священник вырезает четырехконечный квадрат - агнец. Именно эту часть во время проскомидии он вынимает как Тело Христово и помещает на дискос.

В отличие от традиционного хлеба, просфора готовится в специально освященной для этого пекарне при храме или монастыре. Муку просеивают через частое сито, тесто тщательно месят и формуют круглые заготовки заданного размера. Выпекают при высокой температуре, но недолго, чтобы просфоры получались мягкими внутри и подсохшими снаружи.

Для причастия используют красное сухое виноградное вино. Оно должно быть натуральным, без добавления спирта и ароматизаторов. Чаще всего берут сорта изюмного вина: кагор, мадера, мальага.

Перед причащением это вино смешивают с небольшим количеством теплой воды. Это делается в память о крови и воде, истекших из ребра Христа на Кресте. Также разбавление облегчает причащение для пожилых и больных людей.

Еще одна особенность в том, что оставшееся после причастия вино не выливают, а используют в следующий раз. Хранят его в специальном сосуде-гульчаре в алтаре.

Таким образом, для совершения таинства Евхаристии используются особые просфоры и красное церковное вино. Их готовят в соответствии со строгими правилами, установленными Православной Церковью.

Последовательность обряда причастия в православной церкви

Обряд причастия в православных храмах состоит из нескольких последовательных частей:

  1. Проскомидия. Это подготовительный этап, который священник совершает перед началом литургии в алтаре. Он вынимает частицу просфоры в память о Христе и раздробляет ее на части для причастия.
  2. Литургия оглашенных. В это время верующие молятся о своих родных и близких.
  3. Великий вход. Священнослужители торжественно переносят Святые Дары с жертвенника на престол.
  4. Канон Евхаристии. Его моменты: освящение Даров, призывание Святого Духа, преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.
  5. Причащение священнослужителей за закрытой завесой.
  6. Причащение мирян - открываются царские врата и подходят верующие.

Перед тем как причаститься, верующие читают установленные молитвы, каются в грехах, просят прощения у ближних. Затем исповедуются у священника или духовника, получают разрешение и благословение.

Непосредственно у чаши нужно тихо назвать свое имя, открыть рот и проглотить Святые Дары, стараясь к ним не прикоснуться. После этого поцеловать край чаши и отойти, сохраняя в душе благодарность Богу.

Молитвы, читаемые верующими перед причастием

Перед тем как причаститься, каждый православный христианин должен прочитать ряд молитв, чтобы достойно приготовить свой разум и сердце к этому важному таинству.

Основные молитвы, положенные для чтения перед причастием:

  • 50-й псалом «Помилуй мя, Боже»
  • Канон молебный ко Причащению
  • Молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего»
  • Молитва «Верую, Господи, и исповедую»
  • 9-я и 10-я молитвы из Последования
  • Молитва Иоанна Златоуста «Не сущи достоин»

Эти молитвословия верующие читают дома накануне, а также утром в день причащения. Они нацелены на то, чтобы христианин осознал свою греховность, покаялся и смирился перед Богом.

Перед подходом к чаше положено прочитать Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Также трижды произносится «Именем Господним благослови, отче».

После принятия Святых Даров, отойдя от чаши, рекомендуется вслух или про себя прочитать благодарственную молитву преподобного Симеона Метафраста.

Таким образом, правильное прочтение всех положенных молитв помогает верующему сосредоточиться, покаяться в грехах и достойно приготовиться к единению со Христом в таинстве Евхаристии.

Подготовка священников и алтаря к таинству

Перед началом причастия священники и диаконы готовят алтарь и все необходимое для совершения таинства. Они надевают специальные литургические облачения, символизирующие чистоту и святость. Также готовятся Святые Дары - хлеб (просфоры) и вино, которые во время Евхаристического канона будут преложены (пресуществлены) в Тело и Кровь Христовы.

В алтаре зажигают свечи, кадят ладаном, читают особые молитвы. Это делается для того, чтобы создать атмосферу благоговения и приготовить священнослужителей к великому таинству причастия. Также перед причастием священники и прихожане каются в своих грехах на исповеди, чтобы с чистой совестью и душой приступить к Телу и Крови Христа.

Кроме того, церковный устав предписывает священнослужителям воздерживаться от пищи и пития до самого совершения литургии. Это делается для большего благоговения перед таинством причастия. Тщательная подготовка алтаря и священников является важной составляющей православного богослужения, особенно во время преподания Святых Христовых Тайн.

Таким образом, подготовка алтаря и священнослужителей направлена на создание атмосферы молитвы и благоговения, очищение совести в Таинстве Покаяния, а также почитание величия совершаемого таинства Евхаристии - Тела и Крови Христовых.

История возникновения обряда причастия

Таинство Евхаристии, или причастия, было установлено Самим Иисусом Христом на Тайной Вечере перед Его крестными страданиями и смертью. Христос взял хлеб, благословил его и, преломив, раздал ученикам со словами: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое». Затем взял чашу с вином, благодарил Бога и сказал: «Пейте от нея все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета» (Мф. 26:26-28).

Так Господь заповедал Своим ученикам и всем христианам впредь совершать это таинство в воспоминание о Нем и Его искупительной жертве ради спасения людей. Уже апостолы совершали причастие с молитвой и благоговением, о чем свидетельствует книга Деяний апостолов (Деян. 2:42, 46).

В первые века христианства Евхаристию совершали примерно так же, как и сегодня в православной церкви. Сначала читались отрывки из Священного Писания, затем следовала проповедь, молитвы оглашенных и верных. Кульминацией богослужения было таинство причастия, во время которого, по вере Церкви, хлеб и вино пресуществлялись в Истинное Тело и Кровь Христовы.

Важнейшее богословское осмысление таинства Евхаристии было дано такими учителями Церкви, как Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов и другими. Они раскрыли догмат о пресуществлении Святых Даров и утвердили православное понимание этого центрального таинства.

Со временем христианское богослужение обогащалось новыми молитвословиями и песнопениями, но структура литургии с причастием в центре оставалась неизменной. Древние чины литургии дошли до наших дней в том виде, в котором зафиксировали их великие отцы Церкви.

В православной традиции сложилось несколько типов литургии, названных по именам апостолов и святителей: литургия апостола Иакова, Василия Великого, Иоанна Златоуста и др. Но все они имеют общую структуру и кульминационный момент – причащение верных Святых Христовых Таин.

Таким образом, возникновение обряда причастия неотделимо от установления Самим Спасителем таинства Евхаристии на Тайной Вечере. Это центральный момент литургии, восходящий к апостольским временам. Причастие всегда понималось православными как реальное приобщение ко Христу, вкушение Истинного Тела и Крови Господа для очищения от грехов и жизни вечной.

Таинство причастия является ядром и средоточием всей литургической жизни Церкви на протяжении двух тысячелетий христианской истории. Оно установлено Самим Спасителем и апостолами передано Церкви как величайший дар для спасения рода человеческого.

Значение причастия для спасения и жизни по заповедям

Причастие имеет огромное значение для христианина, ибо через это таинство происходит реальное соединение со Христом, очищение от грехов и обожение человеческой природы. Как учит апостол Павел, вкушая от одной чаши и одного хлеба, мы соединяемся со Христом и друг с другом, становимся «причастниками Божеского естества» (1 Кор. 10:16-17; 2 Пет. 1:4).

Причащаясь, христианин таинственным образом переживает Голгофскую жертву Спасителя, Его крестную смерть за грехи мира и славное Воскресение. Как учат святые отцы, «во Христа крестившеся, во Христа облекохомся» (Гал. 3:27), а причащаясь, мы вкушаем Плоть распятого и воскресшего Господа, чтобы воскреснуть с Ним в вечной жизни.

Поэтому преподобный Симеон Новый Богослов называет причастие «огненным углем», который сжигает грехи: «Огонь Божества... входит в сердца наши и очищает всю скверну страстей». Святитель Игнатий (Брянчанинов) также говорит, что «причастие Тела и Крови Христовых есть для вкушающего огонь, попаляющий грехи и очищающий душу».

Но для того, чтобы причастие принесло духовный плод, христианин должен раскаиваться в грехах, исповедоваться, примиряться с ближними. И затем стараться жить по заповедям Христа, ибо недостойное причащение становится во осуждение. Как пишет апостол Павел, «кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе» (1 Кор. 11:29).

Поэтому подлинный смысл таинства причастия не только в прощении грехов, но и в обновлении всей жизни христианина согласно евангельским заповедям. Преподобный Серафим Саровский учит: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Эти слова как нельзя лучше выражают смысл причастия для христианской жизни.

Таким образом, причастие имеет огромное значение для спасения христиан и всего мира. В этом великом Таинстве подается благодать Святого Духа для прощения грехов, обожения человека и его преображения по образу Христа, чтобы войти в Царство Небесное и приобщиться вечной жизни с Богом.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.