Грамотная кадровая политика – один из основных факторов успешности любой деятельности, тем более это важно для осуществления инновационного экономического проекта. Общая теория управления исходит из базовых положений о том, что организация кадровой политики определяется факторами:
- внешней среды, которые включают нормативно-правовую базу, качество персонала и конкретную обстановку на рынке труда;
- внутренней среды – уровень организации менеджмента и маркетинга на предприятии, его цели, эффективность организационной структуры компании и управления ей, стиль руководства и состояние условий труда.
Кадровая политика организации – это система целей, норм и правил, которые детерминируют основные направления деятельности персонала для достижения конкретных целей развития предприятия. Именно поэтому современные представления об экономической эффективности бизнес-деятельности считают кадровую работу стержнем всей системы управления. Как правило, она реализуется в таких нормативных актах, как:
- положение о кадровой политике;
- коллективный договор;
- правила внутреннего распорядка.
Следует подчеркнуть, что организация кадровой политики на предприятии, которое осуществляет инновационный проект, имеет значительные особенности. Здесь сама инновационность выступает как фактор, во многом определяющий содержание и направления кадровой политики.
Действенность этого фактора определяется также множеством внешних и внутренних условий. Из внешних наибольшее влияние оказывают:
а) ситуация на рынке (спрос, конъюнктура, конкуренты);
б) система государственного регулирования (налоги, льготы, инвестиции, кредитная политика, участие в финансировании рисковых сегментов инновационного процесса);
в) наличие необходимой инфраструктуры осуществления инновационной деятельности (информационно-аналитические центры, бизнес-инкубаторы, внебюджетные фонды, венчурные организации, страховые компании, институты переподготовки кадров и др.)
Внутренние условия - это уровень инновационного потенциала организации, материально-техническая база, организационная структура, стратегия развития, эффективная организация кадровой политики.
В качестве важного фактора, обеспечивающего успех инновационной деятельности, выделена эффективная система управления проектами. Она должна обеспечивать высокую степень координации и контроля работ на всех этапах выполнения проекта, обоснованность оценок материальных затрат и затрат времени, систематический анализ и учет изменений внешней и внутренней среды при их реализации. Учитывая недостаточность инвестиций, ограниченность ресурсной базы, система управления должна охватывать весь спектр выполняемых работ - от идеи нового продукта или процесса через стадии проектирования, экспериментальной апробации до подготовки рыночных испытаний и дальнейшего совершенствования продукта или процесса.
Управленческую деятельность необходимо сосредоточить на решении следующих задач:
а) структуризация и определение взаимосвязей между этапами выполняемых работ;
б) взаимодействие участников проекта (автор, партнеры, инвестор, менеджер);
в) составление и контроль графика работ и сметы расходов по реализации проекта;
г) обеспечение качества всех работ по проекту;
д) быстрая адаптация к изменяющимся условиям и требованиям;
е) анализ рисков и разработка мер воздействия на их снижение;
ж) коммерциализация продукта или процесса (анализ будущего рынка, расширение продаж, трансфер технологий и т. д.).
з) организация кадровой политики с учетом именно инновационных направлений развития предприятия.
Ориентация на удовлетворение потребностей рынка означает, что при выработке стратегии управления необходимо исходить из результатов патентных и маркетинговых исследований. Анализ зарубежного опыта показывает, что в большинстве высокотехнологичных отраслей США от 60 до 80 % нововведений осуществляется в ответ на потребности рынка.
Инновационные идеи, как известно, возникают либо по инициативе самих разработчиков, либо в ответ на востребованность рынка. В первом случае информационной базой для разработки являются патентные исследования, позволяющие определить достигнутый мировой технический уровень, во втором - маркетинговые исследования, дающие информацию о мотивации и предпочтениях потребителей.
Одним словом, менеджмент, как научная основа организации работы с персоналом, становится фактором успешной реализации инновационного проекта.