Красной горкой в народе называют первое воскресенье, которое следует за Пасхой. Церковная традиция именует его "Антипасха", то есть "в противоположность Пасхе", или "Фомино воскресенье".
Однако никакого противопоставления великому светлому празднику здесь не усматривается. Речь идет лишь об обращении к нему, о напоминании о нем. Посвящается этот день воспоминаниям о том, как Иисус явился апостолу Фоме на восьмые сутки после того, как воскрес.
Церковная традиция
Окончание Светлой седмицы издавна празднуется, как бы повторяя Пасху на восьмой день. В 2020-м - это 26 апреля. Фоминым воскресеньем или Фоминой неделей этот праздник называют в связи с чудом уверения апостола Фомы. Смерть на кресте Иисуса Христа произвела на Фому весьма удручающее впечатление. Он как будто утвердился во мнении, что утрата является невозвратной.
Уверения учеников Спасителя в том, что Христос воскрес, на апостола не подействовали, за что он и получил прозвание Неверующий. В Евангелии от Иоанна приведены такие его слова:
Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
На восьмой день, последовавший за воскресением, Сын Божий предстал перед Фомой и, упреждая его вопросы, показал ему раны. В Евангелии не говорится о том, осязал ли апостол христовы язвы, но вера зажглась в нем ярким пламенем. И воскликнул он:
Господь мой и Бог мой!
Согласно преданию, святым апостолом Фомой были основаны христианские церкви в разных странах. Проповедуя Евангелие, он принял смерть мученика в Индии, будучи пронзенным пятью копьями.
Народный праздник
В народе праздник носит название Красной горки. Поскольку Церковь после длительного перерыва возобновляет проведение таинства венчания, в этот день на Руси совершалось большое количество свадеб. А также проходили масштабные гуляния и сватовство.
На Красную горку необходимо быть радостными, ходить в гости друг к другу, дарить подарки. А вот грусть и ссоры - это плохая примета. Гуляния продолжаются с утра до ночи с совершением различных обрядов. Один из них - это встреча весны.
Именно с ней связывают название праздника, так как существует устойчивое словосочетание "весна-красна". А еще "красным праздником" в народе именовалась Пасха. А сельские гуляния с хороводами и песнями проводились на горках, которые просыхали первыми с наступлением теплых дней.
Люди, повернувшись лицом на восток, произносили молитву, а затем, держа в одной руке хлебец, а в другой - крашеное яйцо, пели веснянку:
Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью…
Молодые люди, собираясь в большие компании, плясали, пели, водили хороводы. В празднествах обязательно участвовали девушки и парни, вступившие в брачный возраст. Уклонение от них порицалось и даже считалось большим грехом. За него могла наступить расплата в виде безбрачия, бездетности или раннего вдовства.
В этот день также было принято посещать кладбища и ухаживать за могилами родственников. Однако пышные поминки, богатые столы и выпивку Церковь не приветствовала, как не приветствует и сейчас. Потому что усопшие нуждаются не в этом, а в молитвах за упокой души.
Заговор на Красную горку
О нем в своей книге рассказывает Наталья Степанова, известная целительница. Он состоит в том, чтобы после произнесения над водой специальных слов и умывания ею иконы затем этой водой умыть человека. Заговор читается на богатство и выглядит следующим образом:
В семи храмах есть семь столбов, и в одном только есть Подажь Боже. У того Подажь Боже есть истинное слово. Положил Подажь Боже сам Соломон. Кто до Подажь Боже дотронется, с этих слов со святой иконы умоется, тому богатая судьба откроется, обнажатся сокровища. Злато, серебро запечалится по рабу Божьему (имя). Истинно есть, истинно будет, Подажь Боже раба Божьего (имя) во веки веков не забудет. Во имя Отца, и Сына, и Св. Духа. Аминь.
Обряд этот изначально был языческим, позже он в определенной степени был адаптирован к христианству. Когда обращаются к Подажь Боже, имеют в виду Даждьбога - славянское божество, имеющее связь с солнцем. Позже, произнося заговор, под ним стали подразумевать Иисуса Христа.
Как выполняется обряд
Чтобы выполнить обряд, нужно подобрать соответствующие иконы. Речь идет о "Спасе в Силах", "Нерукотворном спасе", "Вседержителе", "Спасе Златые Власы". Последний из образов является наиболее подходящим. Он больше всего напоминает изображение Даждьбога, который в представлении славян имел золотые кудри.
Это действо происходит на рассвете, во время утренней зорьки. Нужно повернуться лицом к солнцу. Потребуется вода, оставшаяся после Крещения или святая. Ее следует сливать в миску из глины. Икону держат в одной руке, другой же поливают ее, держа над миской. Заговор читается семь раз. Впоследствии тот, для кого заговаривалась вода, умывается ею, а вслед за этим отправляется в ванную, чтобы там вылить ее на себя. При этом вытираться не следует. Нужно учитывать, что заговор будет действовать только для одного человека.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание