Артикуляционная гимнастика для детей: для чего нужна и как проводить

Артикуляционная гимнастика тесно связана с логопедией. Она является важным инструментом в арсенале логопеда. Существует несколько основных видов артикуляционной гимнастики, каждый из которых имеет свои особенности и цели. Например, статические упражнения направлены на фиксацию артикуляционных органов в определенном положении на некоторое время. Это способствует укреплению мышц языка, губ и челюсти, что важно для правильного произношения звуков.

Для всех и каждого

Для каждого логопеда важна артикуляционная гимнастика в работе, так как она является неотъемлемой частью коррекции речевых нарушений. Упражнения могут быть адаптированы под индивидуальные нужды каждого ребенка, учитывая его возраст, уровень развития и особенности речевого дефекта. Благодаря этому логопед может эффективно работать над исправлением звукопроизношения, улучшением дикции и укреплением речевого аппарата, что в совокупности ведет к более успешной социализации и развитию ребенка.

Зачем выполняют

Артикуляционная гимнастика способствует развитию мелкой моторики у детей, так как выполнение упражнений требует точности и координации движений. Это, в свою очередь, положительно сказывается на общем развитии моторных навыков, что особенно важно для детей младшего возраста. Правильно развитая моторика помогает ребенку лучше ориентироваться в пространстве и выполнять более сложные задачи.

Какие цели ставит логопед, предлагая выполнять гимнастику

Одной из важнейших целей, которые ставит логопед при выполнении артикуляционной гимнастики для детей, является укрепление мышц, участвующих в формировании звуков. Специальная тренировка позволяет улучшить координацию движений губ, языка и нижней челюсти, что является фундаментом для четкого звукопроизношения. Регулярные упражнения развивают гибкость и подвижность артикуляционных органов, что способствует более точной и уверенной артикуляции, повышая общую ясность и разборчивость речи.

Кроме того, артикуляционная гимнастика для детей играет ключевую роль в коррекции индивидуальных дефектов, таких как картавость или шепелявость. Систематическое выполнение некоторых упражнений способствует устранению недостатков в произношении, приводя к улучшению качества речи. Это особенно важно для детей, у которых речевые дефекты могут оказывать негативное влияние на социализацию и академическую успеваемость. Своевременное исправление таких недостатков с помощью гимнастики может предотвратить возникновение комплексов и улучшить уверенность в себе.

Развитие моторики артикуляционных органов

Развитие моторики артикуляционных органов играет важную роль в становлении и улучшении речевых навыков у детей и взрослых. Основная цель работы с артикуляционными органами заключается в формировании умений управлять своими речевыми мышцами с необходимой точностью и скоростью. Это способствует не только четкому произношению звуков и слов, но и формированию выразительной речи.

Специальные упражнения позволяют превратить тренировки в увлекательный процесс. Например, простые задания на высовывание языка, его поднятие и движение в стороны способствуют укреплению мышц и улучшению их подвижности. Игра "Повтори за мной" с повторением звуков или коротких словесных цепочек помогает развивать координацию между слуховым восприятием и двигательными навыками артикуляции. Постепенное усложнение упражнений и включение различных игровых элементов поддерживают интерес и мотивацию участников, что делает обучение более эффективным. Артикуляционная гимнастика - это не только набор отдельных упражнений, но и целостная система.

Укрепление речевого аппарата

Вместе с тем среди положительных эффектов гимнастики можно выделить общее укрепление речевого аппарата. Проводимые упражнения способствуют улучшению кровоснабжения и стимулируют обменные процессы в тканях, что положительно сказывается на их функциональном состоянии. Поддержание тонуса и гибкости артикуляционных мышц — залог долгосрочной сохранности голосового аппарата, что особенно важно для людей, чья профессиональная деятельность связана с нагрузками на голосовые связки, таких как учителя и ведущие.

Статистические упражнения

Первый вид артикуляционной гимнастики — статистические упражнения. Их задача — закрепить верное положение артикуляционных органов у детей, что является основой для дальнейшего развития правильной речи. Статистические упражнения могут включать в себя ряд повторяющихся действий, таких как удержание определенного положения языка или губ в течение заданного времени. Например, ребенок может тянуть уголки губ к ушам, создавая улыбку и удерживая ее до одной минуты.

Разновидностью статистических упражнений являются задания на звуковую изоляцию. Ребенок произносит определенный звук и старается удерживать его максимально продолжительно, наблюдая за стабильностью артикуляционного аппарата. Это может быть полезно, например, для закрепления звука «р», который требует особого положения языка и вибрации.

Динамические упражнения

Второй тип — это динамические упражнения. Они направлены на развитие гибкости и подвижности артикуляционных органов. В отличие от статических, динамические упражнения требуют активного движения языка, губ и других частей артикуляционного аппарата. Примеры динамических упражнений включают «маятник», когда ребенок передвигает язык из стороны в сторону, и «часики», когда ребенок рисует кончиком языка круги по кругу в одну и затем в другую сторону.

Динамические упражнения, в свою очередь, способствуют развитию подвижности языка и губ, повышают общую координацию движений. Они помогают снять напряжение с мышц и сделать их более гибкими. Это особенно важно для детей с нарушениями речи, у которых наблюдается недостаточная или чрезмерная подвижность артикуляционных органов. Благодаря динамическим упражнениям дети учатся управлять своими мышцами более изящно и точно, что улучшает качество произнесения звуков и речи в целом.

Все это стандартная логопедическая артикуляционная гимнастика. Упражнения несложные, но их регулярное выполнение дает очень много для развития ребенка.

Увлекательная игровая форма

Артикуляционная речевая гимнастика способна сформировать у ребенка правильные речевые навыки и устранить существующие дефекты звукопроизношения. Она способствует улучшению дикции, плавности и выразительности речи, что в целом положительно сказывается на коммуникативных способностях ребенка. Детская артикуляционная гимнастика выполняется в виде игры.

Такие упражнения проводятся в увлекательной игровой форме, что повышает мотивацию детей и делает занятия более эффективными. Логопеды часто используют разнообразные артикуляционные игры, которые включают в себя движения языком, губами, нижней челюстью. Например, это может быть "показ языка", "чашечка" или "заборчик", каждая из которых направлена на определенные аспекты речевой моторики. Играя и выполняя упражнения, дети не только укрепляют мышцы, но и учатся чувствовать свое тело, развивают самоконтроль и саморегуляцию.

Гимнастика при ОНР

Гимнастика для речевого аппарата играет важную роль в коррекции общего недоразвития речи (ОНР) у детей. Она направлена на развитие мускулатуры губ, языка, щек и мягкого неба, что способствует улучшению артикуляционных навыков и плавности речи. Основное внимание в таких упражнениях уделяется укреплению мышц, что позволяет ребенку легче контролировать произношение звуков и слов.

Примеры упражнений включают в себя такие задания, как "хоботок", когда ребенок вытягивает губы вперед, имитируя хобот слона, или "качели", где язык перемещается от верхних зубов к нижним. Подобные действия развивают подвижность речевых органов, что существенно облегчает формирование правильных звуков. Также широко применяются упражнения на дыхание, такие как "воробей": ребенок выпускает плавный струйный воздух, как будто дует на перышко, что способствует развитию речевого дыхания и правильной речи.

Гимнастика при дислалии

Артикуляционные упражнения имеют значительное значение при дислалии — состоянии, когда у ребенка нет проблем с моторикой или мышечным тонусом, но наблюдаются ошибки в произношении некоторых звуков. Занятия с логопедом обеспечивают закрепление правильных положений и движений мышц, ответственных за артикуляцию, что способствует устранению дефектов произношения.

Кроме того, артикуляционная гимнастика используется для мотивации речевого развития у детей. Этот процесс подразумевает стимуляцию речевых навыков у тех, кто еще не достиг возрастной нормы или вообще не говорит. Такие упражнения укрепляют речевой аппарат ребенка, что способствует началу произнесения звуков.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы хоть раз занимались артикуляционной гимнастикой? 
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.