Если ваш ребенок откликается на имя иногда, если он выполняет ваши просьбы только по настроению и если он идет на контакт с другими людьми, только когда хочет, это повод хорошо подумать. Давайте вместе разберемся почему. Наш мозг устроен так, что, если у человека есть какая-то функция, она не может работать в стиле елочной гирлянды, то включаясь, то выключаясь. Значит, если мы наблюдаем симптомы, описанные выше, у ребенка проблемы с пониманием речи. Логопед, нейропсихолог Наталья Шишкина объяснила, почему неговорящие дети не понимают обращенной речи.
![](/media/i/3/1/7/3/6/4/3/i/3173643.jpg)
Функция самоконтроля развивается к семи годам
Первое, что нужно понять, - что ребенок раннего возраста не может решить, когда он будет слушаться, а когда - нет. Так же как и не может сформулировать четкую стратегию, с какими детьми он будет общаться, а с какими - нет. Поэтому, когда мамы утверждают, что ребенок не выполняет просьбы из-за своего характера или общается по желанию, они не совсем понимают, о чем говорят. Почему? Да потому что функция самоконтроля развивается у ребенка к 7 годам.
До семилетнего возраста ребенок отвечает нам и выполняет инструкции на базе того опыта, который он получил, без своего мнения. Мнение малыш может составить ближе к школьному возрасту, и то не всегда.
![](/media/i/3/1/7/3/6/4/4/i/3173644.jpg)
Как формируется понимание обращенной речи
В лобной доле находится центр воспроизведения устной речи. Затылочная часть отвечает за понимание обращенной речи. То есть, когда человек услышал слово, затылочный центр его обрабатывает, декодирует и отправляет в лобную часть ответную реакцию. А там создается ответ.
Но затылочная и лобная часть не висят в воздухе, между ними находится позвоночник или шея. Именно здесь находятся предпосылки для формирования речи. Все, что сформировалось внутриутробно и на первом году жизни. И зачастую при непонимании речи проблема заключается в затылочной части головы и в шее. Любой невролог и психофизиолог скажет, что шея - это не только та часть, которая крепит голову к туловищу. Здесь происходит очень много важных процессов.
![](/media/i/3/1/7/3/6/4/5/i/3173645.jpg)
Ребенок не понимает речь - значит, он глухой?
Это самый частый вопрос от родителей. Если ребенок не понимает речь, значит, он не слышит? Он глухой? Нет, это не так. Умение слышать - это работа нашего уха. То есть звук в ухо поступил, он был зафиксирован и передан дальше. Но внутри головы этот звук должен пройти декодирование и попасть в затылочную часть. То есть именно там он анализируется, дает мозгу понять смысл сказанного и отправляется в лобную часть для формирования ответа.
Соответственно, если мы идем к ЛОРу, чтобы выяснить, почему ребенок не реагирует на собственное имя, специалист ответит, что все в порядке. Это касается функционирования уха, и оно происходит. В случае если ухо не работает, то важная работа специалистов - кохлеарная имплантация и работа с сурдологами. В противном случае ребенок слышит, но не понимает услышанного.
![](/media/i/3/1/7/3/6/4/6/i/3173646.jpg)
Почему ребенок реагирует избирательно
Это распространенный вопрос родителей, который тоже требует ответа. Почему он на имя не реагирует, а если попросить принести пульт от телевизора или телефон, так он тут как тут? Это как раз и говорит о том, что ребенок не глухой. Если он не понимает обращенную речь, то ее с ним можно выучить. Взрослея, он "выцепляет" слова из речи и выучивает их смысл. И это важнейшие шаги при преодолении низкого порога понимания обращенной речи.
Проще говоря, с ним важно заниматься, регулярно и сразу по нескольким фронтам. Важно преодолевать проблемы затылочного характера, шеи, можно добавить физиотерапевтические процедуры, которые помогут.
![](/media/i/3/1/7/3/6/4/8/i/3173648.jpg)
Как проверить понимание обращенной речи
На самом деле существует несколько упражнений, которые помогут понять вам, есть ли понимание обращенной речи:
- Простые указания. Попросите ребенка подать что-то или показать на какой-то предмет. Внимание: когда вы попросите подать мяч, не показывайте на него рукой. Мы очень часто совершаем эту ошибку, подсказывая взглядом, жестом, наклоном туловища.
- Выбор из альтернативы. Предложите ребенку выбор из двух предметов. Например, это может быть мяч и кукла. Положите их на стеллаж и попросите ребенка принести один из них. Постепенно можно увеличивать количество предметов, усложняя задачу. Когда малыш уже подошел к предметам и занес руку, чтобы взять один, не торопитесь начинать хвалить за правильный выбор. Дайте ему время закончить мысль и принести вам именно то, что вы попросили. Так вы получите достоверные результаты.
- Игры на понимание. Это те задачки, которым можно придать разные формы. Но ребенок должен следовать вашим устным инструкциям, чтобы успешно пройти игру от начала и до конца. Например, вы можете говорить: "Кати мяч", "Лови мяч", "Прыгай" и тому подобное.
Итак, вы провели диагностику и поняли, что понимание речи ребенка развито недостаточно хорошо. Что же делать после этого? Важно начать заниматься и преодолевать это недоразвитие. Понимание обращенной речи у неговорящих детей снижено. Проще сказать, у кого из неговорящих детей нет проблемы понимания речи, чем перечислять тех, у кого она есть.
![](/media/i/3/1/7/3/6/4/9/i/3173649.jpg)
Правила взаимодействия родителей с ребенком
Для успешного обучения важно создавать регулярную структуру в повседневной жизни ребенка. Это включает в себя создание рутин, например чтение книг перед сном или совместные игры. Дети лучше усваивают информацию, когда она представляется в контексте привычной деятельности. Так, выполнение однотипных занятий помогает закрепить новые слова и выражения.
Также необходимо поощрять активное взаимодействие. Ребенок может задавать вопросы или повторять услышанное, что способствует развитию его речевых навыков. Включение элементов игры в обучение делает процесс более увлекательным и эффективным. Используйте ролевые игры, где малыш сможет применять новые слова и фразы в контексте.
Важно помнить о том, что каждое "прикосновение" к языковым навыкам должно быть положительным и поддерживающим. Похвала за достижения, даже самые маленькие, укрепляет уверенность ребенка в себе и его мотивацию учиться. Искренний интерес и участие взрослого в обучении делают процесс более успешным.
![](/media/i/3/1/7/3/6/5/0/i/3173650.jpg)
Медицинская помощь
Важным этапом в диагностике рецептивного расстройства является также проведение различных тестов и обследований, позволяющих выявить уровень когнитивных функций и уточнить характер проблемы. Например, нейропсихологическое тестирование сможет более детально оценить память, внимание и другие ментальные процессы ребенка. Результаты такого тестирования помогут сформулировать более точные рекомендации для дальнейшего лечения и обучения.
![](/media/i/3/1/7/3/6/5/2/i/3173652.jpg)
После постановки диагноза и определения всех особенностей состояния ребенка специалисты составляют индивидуальный план реабилитации. В зависимости от степени выраженности расстройства, этот план может включать логопедические занятия, занятия с психотерапевтом и психиатром, а также специализированные образовательные программы. Работа с ребенком проводится комплексно и регулярно, чтобы обеспечить максимальную эффективность лечения.
![](/media/i/3/1/7/3/6/5/1/i/3173651.jpg)
Заключение
Очень важно, чтобы родители также активно участвовали в процессе реабилитации. Они могут получить специальные рекомендации от специалистов по развитию навыков общения и обучения. Родителям важно проявлять терпение и поддержку, работая над созданием позитивной и стимулирующей среды для ребенка. Постоянная обратная связь с врачами и педагогами позволит корректировать программу лечения и адаптировать ее под меняющиеся потребности ребенка, что в итоге приведет к наилучшим результатам в его развитии.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание