Почему не все электромобили одинаковы и что надо учесть при покупке, чтобы не сожалеть о выборе

В начале 2010-х электромобили все еще оставались нишевым сегментом, который интересовал только покупателей, заботящихся об экологии, ищущих альтернативу обычным седанам и внедорожникам, потребляющим бензин. Но уже в 2021 году продажи электромобилей во всем мире достигли 6,6 млн единиц, что более чем в три раза превышает их долю на рынке по сравнению с двумя годами ранее. Учитывая, что продажи растут рекордными темпами, как никогда важно, чтобы потребители знали, что такое электромобиль и почему не все из них одинаковые.

Что такое электромобиль

Термин "электромобиль" носит общий характер и охватывает ряд силовых агрегатов: от мягких гибридов до чисто электрических BEV (аккумуляторных электромобилей). Еще больше усложняет ситуацию то, что на некоторых рынках термин "электромобиль" вообще не используется, а крупнейший в мире автомобильный рынок, Китай, называет их транспортными средствами на новой энергии (или NEV). Термин NEV охватывает как гибриды, так и полностью электрические автомобили, но на западных рынках полностью электрический автомобиль и гибрид обычно понимаются как две разные вещи.

Автомобили, называемые гибридами, будут иметь минимум два вида силовой установки: электрический бензин или электрический дизель. Напротив, автомобиль, называемый электрическим, обычно использует только электричество в качестве источника энергии.

Происхождение электромобилей

Электромобиль это вовсе не недавнее открытие. Идея создания электрической машины появилась в то же время, что и идея с машиной на двигателе внутреннего сгорания. Первые примитивные электромобили были разработаны в конце 1800-х годов, а первый электромобиль, доступный для клиентов, поступил в продажу в 1890 году. В 1899 году дебютировал Baker Imperial Runabout, новаторский электромобиль, на котором ездили Томас Эдисон и первая леди США Хелен Тафт. В течение следующего десятилетия популярность электромобилей резко возросла, и к 1900 году что около трети транспортных средств были электрическими.

Однако успех длился недолго: появление серийной модели Генри Форда в 1908 году решило судьбу первой волны электромобилей. К 1912 году автомобиль Форда был доступен по цене 650 долларов, в то время как средний электромобиль стоил 1750 долларов. Это привело к огромному притоку продаж Ford Motor Company, что быстро подавило спрос на дорогие электромобили. Большинство производителей электромобилей просто не смогли достаточно снизить цены и обанкротились в последующие десятилетия.

Несколько фальстартов

В середине ХХ века от разработки электромобилей отказались в пользу двигателей внутреннего сгорания. Бензин был дешев, экономика улучшалась, и появлялось новое поколение среднего класса, которое хотело закрепить свой богатый статус новым блестящим "Кадиллаком" или "Фордом". Затем, в 70-х, нефтяной кризис заставил автопроизводителей переосмыслить свои стратегии. Появилась новая волна электромобилей, которые изо всех сил пытались разогнаться до 40 миль в час и имели сильно ограниченный запас хода.

Эти электрические машины так и не прижились, и с наступлением 80-х, когда цены на бензин стабилизировались, электромобили снова отошли на второй план. Только в 1996 году автопроизводители серьезно пересмотрели эту идею.

Современная эпоха

К концу 2000-х идея электромобиля снова набрала обороты на фоне роста цен на нефть и опасений по поводу воздействия выбросов на окружающую среду. В 2008 году малоизвестный стартап под названием Tesla выпустит свой первый полностью электрический автомобиль, положивший начало тому, что станет одной из величайших историй успеха автомобильной промышленности XXI века.

Мягкие гибриды

В условиях нынешней шумихи вокруг рынка электромобилей важно различать разные типы электромобилей, как гибриды, так и электромобили. Гибриды обычно бывают одной из двух форм: мягкие гибриды или подключаемые гибриды. Мягкие гибриды во многих отношениях больше похожи на традиционные бензиновые автомобили, поскольку они используют двигатель внутреннего сгорания в качестве основного источника энергии. Этому двигателю внутреннего сгорания помогает вспомогательный электродвигатель, который питается от встроенного аккумуляторного блока. Аккумулятор нельзя заряжать независимо, вместо этого он получает энергию от бензинового двигателя и других процессов, таких как рекуперативное торможение.

Главное преимущество такого гибрида — повышенная эффективность без лишних хлопот. Водителям не нужно беспокоиться о том, где и когда зарядить аккумулятор: нужно просто заправить машину бензином - и готово. Таких вещах, как поиск точек зарядки или проверка оставшегося запаса хода. Недостатки мягких гибридов обычно связаны с их стоимостью: гибриды могут быть на 20 % дороже, чем их бензиновые аналоги.

Подключаемые гибриды

Второй основной тип гибрида в продаже — подключаемый гибрид (иногда называемый PHEV). Как и в мягком гибриде, в PHEV используется два двигателя: один электрический и один бензиновый или дизельный. Они также оснащены зарядными портами, которые могут самостоятельно заряжать аккумулятор электродвигателя. PHEV могут работать на полностью электрической энергии в ограниченном диапазоне, поэтому короткие поездки по городу можно совершать, даже не включая бензиновый двигатель. Это означает, что водители, которые обычно совершают короткие поездки, могут большую часть времени использовать автомобиль только в электрическом режиме.

Однако покупатели, которые хотят в полной мере воспользоваться электрическими возможностями своего PHEV, должны будут либо установить точку быстрой зарядки дома, либо им придется совершать частые поездки на электрозарядную станцию.

Аккумуляторные электромобили

Третий и последний крупный тип "электромобилей" — это BEV, или аккумуляторные электромобили. Как следует из названия, эти автомобили полностью питаются от аккумуляторных батарей. Под эту категорию попадает весь модельный ряд Tesla, Porsche Taycan и Nissan Leaf. Использование только батарей требует гораздо большего и более тяжелого аккумуляторного блока, чем у гибридного автомобиля, но этот дополнительный вес компенсируется отсутствием бензинового двигателя и сравнительной простотой трансмиссии.

Долгие годы покупатели отказывались от этих электромобилей из-за низкой скорости и невозможности ездить на дальние расстояния. Но в последние годы технологии улучшились, и теперь автомобили с самым большим запасом хода могут проезжать более 482 км без подзарядки. Цена также является камнем преткновения: исследование 2020 года показало, что производство электромобилей стоит на 45 % дороже, чем их бензиновых аналогов, что приводит к более высоким ценам для потребителей. Однако эта стоимость со временем снижается, предполагается, что к 2027 году производство электромобилей станет дешевле, чем производство бензиновых автомобилей. Аккумуляторные электромобили теоретически являются самой экологичной формой электромобиля, поскольку они производят нулевые выбросы при вождении. Однако эта теория не лишена недостатков.

Экологическая проблема с электромобилями

Агентство по охране окружающей среды отмечает, что одной из ключевых проблем с электромобилями является то, что процесс его производства создает больший углеродный след, чем у автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Однако исследования показали, что электромобили в среднем меньше загрязняют окружающую среду с точки зрения парниковых газов, в отличие от обычного авто. Проблема в том, что большинство этих исследований не принимают во внимание воздействие на окружающую среду того, что происходит с автомобильными аккумуляторами после того, как они больше не используются. У автомобильной промышленности в настоящее время нет конкретного плана, что делать со всеми ненужными батареями, и ожидается, что проблема резко возрастет в ближайшие 10 лет.

Утилизация всех этих батарей безвредным для окружающей среды способом просто невозможна и лучше всего попытаться сохранить батареи в рабочем состоянии, как можно дольше. Ряд стартапов тестируют использование старых аккумуляторов для электромобилей для хранения электроэнергии на ветряных и солнечных электростанциях. Но вряд ли это идеальное решение, учитывая, сколько аккумуляторов будет отправлено на свалку в ближайшие десятилетия.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Какому виду авто вы бы отдали предпочтение?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.