“Мне очень хотелось нравиться ему”: Александра Захарова о работе с отцом-режиссером, его главных фильмах и любви с первого взгляда

Он принадлежал театру всецело, без остатка. Его "Ленком" был уникальной коллекцией самобытных актеров. Не просто единомышленников – членов одной творческой семьи, с которой режиссер мог творить чудеса. Марка Захарова называли обыкновенным волшебником. Его стиль – яркая форма, мудрость и тонкая ирония. Мастер умел быть свободным, невзирая на обстоятельства и действительность. И сейчас о своем звездном отце вспоминает его дочь – народная артистка России Александра Захарова.

О любви с первого взгляда

Народная артистка признается, что много раз просила родителей рассказать их историю любви. Она была чем-то похожа на сценарий романтического фильма. Александра Захарова говорит: "Моя мама училась вместе с отцом в ГИТИСе. Она была младше его на курс, хотя по возрасту чуть старше. Однажды она подошла к папе с просьбой нарисовать что-то для стенгазеты.

И мой папа влюбился с первого взгляда. Он сразу понял, что это его будущая жена. Он стал ухаживать, постарался, ведь у мамы были и другие поклонники. Они поженились, а потом его распределили в Пермь. Мама, как жена декабриста, поехала за ним. Так началась их семейная история. Они прожили вместе больше 60 лет. У них все было одинаковое – мысли, ощущения, даже давление одно".

О первых семейных воспоминаниях

Александра признается, что первые ее воспоминания об отце хотя и размыты, но очень стойки. Артистка вспоминает: "Мы жили в Замоскворечье, это Ордынка, Полянка, старые переулки… Мы ютились в маленькой комнатке – мама, папа и я. У меня кроватка была деревянная с реечками. И я как не открою глаза – напротив сидит отец и пишет.

Он так много работал, что получалась какая-то сказка о непотерянном времени. Он постоянно что-то шептал, видимо, реплики своих героев. А когда я подросла, он стал меня развлекать. Папа повел меня в парк культуры, там был аттракцион – гонки по вертикали. И вот когда эти мотоциклы стали подниматься по стене, я заистерила так, что все на отца стали ругаться. И он сам потом вспоминал: "И зачем я тебя маленькую туда потащил?"

О работе с отцом

Александра Захарова признается, что у нее не могло быть другого пути, кроме как в актерство. Этот волшебный мир, воспетый ее отцом, заворожил девушку. Она вспоминает: "Когда я уже решила поступать в театральный, папа подготовил мне шпаргалки. Они были необычные – в виде рисунков. Папа изумительно рисовал. Он раскадрировал на бумаге все свои фильмы, создавал карикатуры.

Мне было легко с ним работать как с режиссером. Мне очень хотелось нравиться ему. Не было какого-то напряжения, папа ведь сам по себе был человек мягкий. Он меня "вылепил", научил многому. Даже поменял мне однажды цвет волос. Он словно хотел "накормить" меня ролями. Даже создавал их под меня специально. И когда потом его не стало, я всегда мысленно советовалась с ним, думала, как бы он это сделал".

О тернистом творческом пути

Трудно поверить, но первые спектакли Марка Захарова не только не были восторженно приняты, они были запрещены к показу. Первая его работа "Хочу быть честным" была поставлена в учебном театре МГУ и прошла почти незамеченной. Затем в Театре сатиры он поставил по Островскому "Доходное место". На молодого режиссера с недоверием глядели актеры.

Знаменитая фраза Татьяны Пельтцер была адресована именно Марку Захарову: "Как только человек ничего не умеет сам, лезет в режиссуру". А Фаина Раневская ей тогда сказала: "Ничего ты не понимаешь, это гениальный режиссер". "Доходное место" было принято актерами на ура, но потом его увидела министр культуры Екатерина Фурцева. Она гневно спросила: "Это тот Захаров, который хочет быть честным?" И спектакль закрыли.

О его главных фильмах

Александра Захарова вспоминает: "Его фильмы отличались особой простотой, но при этом ее никто не смог бы повторить. Вот, например, "Обыкновенное чудо". Многие говорили: "Да чего там снимать-то?" А повторили бы? Никогда! Это же так нужно было совместить эту комнату, антураж, игру актеров.

Абдулов там из красивого, слащавого артиста превратился в глубокого трагедийного актера. И его рассмотрели другие режиссеры. Без папы этого бы не было. А Броневой вообще не был уверен в себе. Он постоянно боялся, зажимался. Захаров раскрывал актеров, придавал им уверенности, и получались великие фильмы и спектакли".

О феномене режиссуры Захарова

Спектакль "Юнона и Авось" идет в театре уже 40 лет, и зрительский интерес к нему не утихает. Александра Захарова говорит: "Честно говоря, сейчас, с уходом папы, спектакль уже не в том состоянии, что был при нем. За постановкой же тоже надо следить, быть с актерами на одной волне. Но что можно сказать точно: все папины спектакли имели успех. Одни - грандиозный, другие - чуть менее шумный. Но они были успешны все.

Я думаю, это потому, что у папы на все был свой взгляд, своя тема, своя мелодия. Он очень тонко чувствовал зрителя, людей в целом. Он понимал, что у них от любви до ненависти - один шаг. Он считал, что каждый его актер – бриллиант, только стоит его огранить правильно, бережно. И он это делал. Папа просто жил своим театром, фильмами, актерами. В этом и весь его феномен".

О великом вкладе в искусство

В коллекции гениальных фильмов Марка Захарва трудно выбрать какой-то один, главный. Его картины "Убить дракона", "Обыкновенное чудо", "Приключения барона Мюнхгаузена", "Формула любви" навсегда полюбились зрителям. Александра Захарова рассказывает: "Он вписал в театральную и киношную летопись замечательную плеяду актеров – Абдулова, Пельтцер, Броневого, Янковского, Караченцева, Чурикову.

Он изменил духовное и физическое пространство вокруг театра. Он восстановил церковь, написал несколько книг, он очень много успел сделать. Люди наверняка будут вспоминать о нем не только как о великом режиссере, но и как о философе".

При этом актриса честно говорит, что с уходом ее отца "Ленком" изменился. Над ним нависли черные тучи. И теперь надежда только на нового режиссера – Алексея Борисовича Фрондетти. Его задача - сохранить то, что было некогда заложено гением.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А какой из фильмов Марка Захарова вам нравится больше?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.