Как измениться, чтобы захотеть наконец быть не любимым, а именно любить самому: мнение священника и психолога

Каждый человек хочет, чтобы его любили. И эта потребность воспринимается как вполне естественная. Если она не удовлетворяется, мы испытываем страдания. Однако с точки зрения христианского вероучения, гораздо важнее любить самому, чем заботиться о том, чтобы любили тебя. Вот как эту мысль поясняет протоиерей Димитрий Шишкин.

Важно приобщиться к любви духовной

По поводу потребности каждого человека в любви протоиерей Димитрий Шишкин говорит, что подлинная духовная любовь является потребностью нашей души, ее стихией. Она воплощает в себе божественный мир, к которому призваны христиане, и в котором они стремятся существовать. И поэтому в отсутствие духовной любви мы страдаем.

Однако здесь речь идет вовсе не о том, чтобы быть любимыми другими людьми, чтобы искать их внимания и расположения. А о том, чтобы приобщиться к любви духовной, чтобы по мере своих сил в ней возвышаться, приумножать ее, а затем отдавать ее другим. Потому что главное свойство этого высокого чувства и есть то, чтобы отдавать его.

Апостол Павел приводит слова, которые Спаситель произнес, беседуя с христианскими священниками, о блаженстве, состоящем в том, чтобы отдавать, а не в том, чтобы принимать.

Вот как об этом сказано в главе 20, стихе 35, "Деяний святых апостолов":

Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: "блаженнее давать, нежели принимать".

Следует сверяться с Божественной высотой

Когда человек понимает эти слова, исходящие от Иисуса Христа, с ним случается удивительное преображение. Он перестает искать сочувствия и ответной любви. У него возникает стремление самому отдавать то, чем одарил его Сын Божий. И в том, что он отдает, он находит радость, так как ощущает сопричастность к Божественному бытию. Ведь он исполняет две основные заповеди, призывающие любить Всевышнего и любить ближнего.

Если же человек не чувствует того, что его любит Создатель, в этом и состоит его трагедия. Испытывая потребность в любви, которая является для него наипервейшей, он ощущает душевную пустоту и холод, ожидая ее не от Бога, а от людей, жаждая с их стороны сочувствия и поддержки. Когда же индивидуум их не получает, он испытывает обиду, горечь, отчуждение, страдает от недопонимания, считает этот мир несправедливым.

Однако, по мнению протоиерея Шишкина, все это можно охарактеризовать таким словом, как самолюбие. А оно, по сути, представляет собой подмену, одну из многих, которые предлагаются нам бесами. Как же отличить эту подмену от истины, не принимать ложь за правду? Для этого следует постоянно сверяться с Божественной высотой и святостью, к которой Всевышний призывает верующих.

В 1-м послании Иоанна Богослова, главе 4, стихе 1, об этом сказано так:

Не всякому духу верить, но испытывать духов, от Бога ли они.

Необходимо доверять Богу

И если вы увидите, каковы вы есть на самом деле, смущаться не нужно. Нужно, опираясь на помощь Господа, неуклонно двигаться к поставленной цели, как к этому призывает апостол Петр.

В своем 1-посолании, в главе 1, стихе 4, он говорит о движении к

наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас.

Если следовать этим словам, то Всевышний будет помогать вам, будет направлять и просвещать вас. Однако нельзя забывать, что нужно доверять Господу, так как доверие является обязательным условием восхождения. Зачастую именно этого и не хватает людям. Нужно отдавать себе отчет в том, что вера в Бога и доверие к нему - это не одно и то же. Человек может верить в то, что Бог существует и при этом не доверять ему.

И тогда он всю свою жизнь будет вариться в собственном соку, оставаясь наедине со своими мыслями, мнениями, предположениями и подозрениями. В связи с этим священник предлагает отбросить сомнения и встать на путь любви, пусть даже сначала ваши дела будут идти более от ума, нежели от сердца. Все равно это будет началом вашей сопричастности к Иисусу Христу.

Из сказанного протоиерей делает вывод, что ожидание от близких людей, сочувствия, понимания и любви - это свойство человеческой природы. Однако существует и то, что возвышается над нашей природой, которая повреждена грехом и является падшей. Это стремление вместе с Сыном Божьим отречься от собственного "Я" и делать для других то, что вы делать в силах.

Далее - о том, как, по мнению психологов, можно развить в себе умение любить других.

Нужно уделять друг другу много внимания

По мнению экспертов, учиться любить ближнего нужно преднамеренно, регулярно и каждодневно. То есть это - нелегкий, регулярный процесс, который должен неизменно присутствовать в нашей жизни. При этом люди должны одарять друг друга вниманием, научиться друг друга слушать и слышать, вникать в проблемы партнера. И делать это вне зависимости от того, что иногда вам будет скучно.

Уважать личные границы

Мы должны понимать, что все мы разные, и научиться эти различия принимать. А не пытаться перевоспитать своего визави, внушить ему свое видение жизни, заставить его делать что-то так, как вы считаете нужным. Необходимо уважать личные границы другого человека, давать ему возможность быть самим собой, не нарушая его личного пространства. В противном случае полюбить его вряд ли получится.

Научиться обходиться без своей второй половины

Иногда влюбленный человек не может и дня прожить без своего партнера. И если тот куда-то отлучается, даже на продолжительное время, то другая сторона буквально впадает в истерику или в ступор, выходя из него лишь по возвращении своего визави. Нужно понимать, что это лишь в теории фраза "Я жить без тебя не могу" звучит поэтично.

На деле такое состояние психологи рассматривают как некое отклонение от нормы. Оно характерно для влюбленности, для страсти, но не для настоящей любви, которая, в отличие от двух указанных случаев, является волевым, осознанным актом. В первую очередь она направлена на заботу о любимом человеке, о его благополучии.

Открыто выражать свои чувства

Несмотря на то, что во взаимоотношениях с людьми, в том числе и самыми близкими, нужно быть вежливыми, корректными и сдержанными, это вовсе не значит, что не нужно быть откровенными и говорить о своих чувствах прямо. И если в семье возникают разногласия, не следует скрывать свое недовольство, надеясь на то, что проблема рассосется сама собой.

Если вы не будете откровенно обсуждать имеющееся недопонимание, оно будет разрастаться, как снежный ком, и в итоге может привести к разрыву, если не работать над его устранением. И если даже обойдется без скандалов и бурного выяснения отношений, жизнь во вранье ни к чему хорошему привести не может. Таким образом, партнер должен знать не только о ваших позитивных чувствах, но и негативных. Как и вы должны знать, что творится у него на душе.

Не отгораживаться от окружающего мира

Некоторые люди считают, что ради семьи или близкого человека рядом стоит жертвовать общением с друзьями и единомышленниками. На самом деле психологи выступают категорически против такой установки. Потому что, нарушив связь с внешним миром, вы, во-первых, будете деградировать как личность и перестанете быть интересными и самому себе, и своему партнеру. А, во-вторых, ваша совместная жизнь с ним превратится в стоячее болото, в котором вы оба будете ощущать большой дискомфорт. А, значит, любя одного человека, вы должны любить и весь мир.

Воспитать в себе мужество

Психологи призывают к осознанию того, что жизненный путь любого человека никогда не бывает сплошь усеян розами. Каждый из нас сталкивается с трудностями, с проблемами, с болью и страданиями. И чтобы справляться с ними, не уронив достоинства, нужно быть мужественными. Но если вы соединили свою жизнь с другим человеком, мужество понадобится вам вдвойне, потому что вы будете нести ответственность не только за себя самого, но и за того, кто находится рядом с вами.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы согласны с мнением протоиерея?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.