Что со справедливостью в христианстве: почему хорошие люди страдают, а нечестные процветают

Часто можно видеть примеры того, что и хорошие люди страдают от несправедливого обращения. Бывает, что мучаются праведники, в то время как нечестивые процветают. Почему так происходит, ведь, согласно Священному Писанию, Господь защищает тех, с кем обращаются не по правде. О справедливости нашего мира рассуждает священник Александр Сатомский.

Позиция, связанная с сиюминутным воздаянием

В Псалтири, в псалме 102, стихе 6, сказано:

Господь творит праведность и правосудие для всех угнетенных.

Однако в жизни мы нередко видим противоположную ситуацию, когда один человек погряз в грехе и при этом у него все отлично, а другой изо всех сил старается жить праведно, по совести, но испытывает страдания. Как это объяснить с точки зрения христианского учения?

Священник Александр Сатомский поясняет, что ответ на этот вопрос требует понимания того, что есть справедливость. По этому поводу существуют две позиции. Первая из них является очевидной и связана с воздаянием. Согласно такому видению, каждый должен получать добро в ответ на то добро, которое он несет в мир, и наоборот.

Нелегкая жизнь праведников в Писании

Однако если обратиться к Священному Писанию, то мы увидим, что и кристально чистые праведники в их жизни претерпевали лишения и тяготы, которые порой и не снились закоренелым грешникам. Такие пророки, как Иов, Екклесиаст, указывают на это. То же можно сказать и о жизни Христа и ближайших его учеников.

В соответствии с церковным преданием, только Иоанн Богослов, единственный из двенадцати апостолов, умер естественной смертью. Но при этом его существование отнюдь не было легким и благополучным.

Те, кто придерживается позиции воздаяния, хотели бы видеть в Создателе абсолютного автократа, держащего весь мир в узде сильною рукой, воздающего каждому по заслугам в ту же секунду.

Но толкователи Библии отмечают, что Бог в Священном Писании совсем другой. В противном случае, если бы сразу же вознаграждались благодеяния и наказывались беззакония, на этой Земле уже давно никого не осталось бы.

В своем глазу бревна не видно

Если заглянуть в прошлое, то можно увидеть: люди совершили множество ужасных поступков на глазах у Всевышнего. Но и сегодня есть масса примеров жестокости и несправедливости. Но при этом люди далеко не всегда склонны трезво оценивать самих себя.

Часто они приукрашивают собственные мысли, желания и действия в собственных глазах. Да и честные отзывы окружающих о себе принимать порой довольно сложно, отдавая предпочтение сладкой лжи.

Мы часто, поддавшись греху гордыни, отдаляемся от Бога, от истины и поступаем несправедливо по отношению к ближним. Таким образом, мы уходим от озера, в котором кристально чистая вода, и оказываемся в пустыне. Испытывая жажду, мы кричим: «Где вода? Я не вижу ее!» И удивляемся, почему Бог не может нам помочь.

Таким образом, люди всегда грешили и продолжают грешить и делать много ошибок. Но далеко не все способны открыть Богу свои сердца, попросить прощения, покаяться. Обижая других, они требуют справедливости к себе, не замечая бревна в своем глазу.

Свобода воли как дар Бога

Александр Сатомский поясняет, что, не наказывая людей сиюминутно за грехи, Господь тем самым претерпевает кенозис. Речь идет о христианской концепции самоумаления, которая в числе прочего проявляется в вочеловечивании Иисуса, в его вольном принятии крестного страдания и последовавшей за этим смерти.

Толкователи Священного Писания указывают, что на этапе сотворения мира Всевышний, чтобы дать бытие чему-то еще, ограничил собственную свободу ради появления свободы других. Таким же образом действует и свобода каждого из нас.

Отсюда следует вторая позиция в понимании божественной справедливости. Она состоит в том, что Бог не имеет отношения к образу автократа, тирана, деспота, каким его представляют сторонники концепции воздаяния. Да, он является вседержителем, но при этом сам он во многом себя связал ради существования нашего мира.

Три ступени восхождения к Богу

Священник рассказал, что церковное учение предполагает три ступени в восхождении к серьезным отношениям со Всевышним.

Первая из них — это отношения, основанные на страхе, которые церковь характеризует как рабские. Рабы трудятся, чтобы избежать наказания. А человек, боясь ада, мучений, жизненных неурядиц, проблем, через этот страх приходит к религиозности. Но и эта приземленная мотивация в качестве ступени имеет право на существование.

Вторая ступень — это ступень слуги, когда труд мотивируется вознаграждением. Человек думает, что, посещая церковь, читая молитвы, совершая паломничества, он может получить взамен какие-то блага. При этом кем-то движет горе, боль, страх, а кто-то надеется на что-то хорошее, светлое, важное. Подобные обстоятельства также могут привести в храм. И это тоже вариант, как и первый, он неплох сам по себе. Главное — не застревать в нем.

Третья ступень является истинной и глубокой, она обрывает и первую, и вторую. Теперь человек в отношениях с Богом уже не чувствует страха. Он не хочет что-то от него потреблять, ничего не просит. Он ищет Бога ради самого Бога и находит его. И ощущает блаженство, пребывая в нем.

Но это вовсе не означает, что внутренняя жизнь христианина должна пребывать исключительно в заоблачных сферах. Ведь сам Иисус в Евангелии отмечает, что для человека нормально поверять перед Всевышним свои нужды. В молитве «Отче наш» есть слова не только о пришествии Царствия Божьего, но и о хлебе насущном.

При этом главное — не быть жестоким к окружающим, открыть наши сердца для добра, относиться ко всем с уважением, не спешить осуждать других. Вместо этого нужно оставить правосудие Всевышнему, помня, что он всегда честен и всегда справедлив, но не всегда нам дано понимание его замысла и его пути.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Вы интересуетесь изучением Священного Писания?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.