У них была технология, но почему они ее не использовали? Почему ацтеки, инки и майя так и не изобрели колесо

Если не главным, то одним из главных символов технического прогресса является колесо. Согласно общепринятому научному представлению, оно было изобретено примерно 5500 лет назад в древней Месопотамии. И это при том, что до создания колеса были и другие значимые изобретения в разных сферах - например, в ткачестве и сельском хозяйстве.

Более того, хотя сегодня технология колесного передвижения считается прорывной в общем контексте технического прогресса, человечество к его практическому освоению подошло не сразу. Ацтеки, инки и майя долгое время обходились без колеса, хотя сама технология была им известна. В чем заключалась причина такого обделения себя новыми возможностями передвижения?

Толчок в развитии цивилизаций

Колесо действительно способствовало ускорению развития цивилизаций, значительно облегчив задачи перемещения на большие расстояния. Использование колес позволило расширять масштабы имперских войн и увеличивать протяженность торговых сетей.

Благодаря тачкам росла производительность сельского хозяйства, стали плотнее застраиваться города и поселки. Увеличивалось народонаселение.

Во всяком случае, все это имело отношение к Евразии. Но на другой стороне Атлантики технология колеса стала приживаться достаточно поздно. Ацтеки, инки, майя стали внедрять это средство передвижения лишь с прибытием на их землю европейцев - на рубеже XV-XVI веков.

Космологические календари и впечатляющие инженерные творения этих народов говорят о том, что технические изобретения такого уровня вполне были им доступны. У инков и майя к тому же обустраивались неплохие для своего времени дороги, что также создавало условия для использования колес. Однако этого не происходило.

Сложности применения конструкции

Одна из причин позднего освоения колеса может быть связана с его конструкцией, которую нужно было приспособить для посадки с помощью неподвижного вала. Например, перед инженерами могла стоять сложная задача создания надежной и крепкой несущей системы на колесе, которое при этом должно было беспрепятственно крутиться.

И даже при успешном проектировании такой конструкции далее стоял вопрос точности физического исполнения деталей, которая бы позволила достичь нужного эффекта кручения с минимальным трением элементов.

По меркам сегодняшнего дня подобные нюансы кажутся не имеющими никакого значения. Но в доисторические времена это могли быть ощутимые технические препятствия.

Как считают некоторые специалисты, сама идея колеса могла появиться задолго до того, как она была воплощена в жизнь на практике. Такой разрыв связан именно с отсутствием технологий, которые бы позволили физически создать нечто подобное простой телеге.

Нечем тянуть

Важно подчеркнуть тот факт, что древние индейцы имели представление о колесе и его возможностях. Они просто его не использовали.

На это указывает открытие археолога Дезире Шарне, который в 1880 году при раскопках в Мехико наткнулся на фигурку койота с крошечными колесиками. Это была игрушка ацтекского ребенка, которого похоронили вместе с ней. Позже стали находить и другие подобные игрушки, которые принадлежали тольтекам. То есть, в период 900-1100 г. н. э. ацтеки вполне могли использовать колеса в обычной жизнедеятельности, но не делали этого.

Возможно, они просто не нуждались в колесах с точки зрения обеспечения транспортных нужд, как это происходило у европейских народов. Ведь не стоит забывать, что колесо само по себе не решает полностью задачу перемещения. Не менее важен источник тяги, то есть двигатель условной повозки. Лошади с волами появились в этом регионе уже позднее, вместе с колесами.

Проблемная местность

Еще одно объяснение причины, по которой ацтеки с инками и майя не использовали колеса, может заключаться в особенностях рельефа. Хотя инки строили хорошие дороги, проходили они через Анды. Сооружались гигантские лестницы и висячие мосты, которые невозможно было преодолевать колесным транспортом. Зато для этой задачи отлично подходили ламы.

Аналогичные условия были на Юкатане, где дороги к сельской местности были очень узкими.

Рынки в ацтекских городах наподобие Теночтитлана были доступны только тем, кто имел каноэ. Согласно наблюдениям испанских конкистадоров, вода в регионе была повсюду, что требовало использования соответствующего транспорта. Аналогичный опыт был и у древних полинезийцев, которым важнее было использовать водный транспорт вместо колесного.

Освоение колеса

Когда наконец европейцы сами привезли колесо индейским племенам, ситуация стала постепенно меняться. Изменения происходили на Гавайях, в Северной и Южной Америке.

Опять же, коренные американцы и прежде могли использовать эту технологию, но по целому ряду причин отказывались от нее. Поэтому внедрение колес в привычные транспортные схемы шло медленно. Кроме того, прогресс давал о себе знать при организации гончарного и ткацкого дела, где колесо использовалось для других технических целей. Но и в этих ремеслах прядильные и гончарные круги полностью не вытесняли традиционные методы индейцев, которые применяются и сегодня.

К слову о сегодняшнем дне: до сих пор автомобили не используются по всему Юкатану. До некоторых мест такой транспорт просто не доезжает.

Заключение

Отказ от использования колес ацтеками, инками и майя вовсе не говорит об их отсталости с точки зрения научно-технического и цивилизационного развития. Для своего времени у этих народов было достаточно других технологий и разработок, которые демонстрировали схожий уровень сложности с европейскими достижениями.

Они создавали впечатляющие архитектурные сооружения из больших и тяжелых камней, которые сравнимы со знаменитым Стоунхенджем. И ученые до сих пор не имеют однозначного ответа на вопрос о том, как им удавалось сдвигать огромные камни без использования колес.

Также без колеса инки могли поддерживать транспортную связь на расстоянии до 5000 км. К примеру, от Кито до Сантьяго. На этих путях успешно использовали только носильщиков и лам. Впрочем, неизвестно, как сложилась бы история этих цивилизаций, если бы они изначально стали использовать колеса.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А что вы думаете о влиянии колеса на развитие цивилизаций?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.