Шепелявость: причины, симптомы и способы избавления от шепелявости у детей и взрослых

Шепелявость (или сигматизм) может проявляться в разные периоды детского развития, и часто родители начинают замечать отклонения в произношении звуков "с", "з", "ц" уже в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что дети в этот период осваивают навыки речи и могут произносить эти звуки неправильно, например добавляя излишнюю воздушную струю или, наоборот, недостаточно четко артикулируя. Сигматизм имеет несколько видов, в зависимости от конкретного нарушенного звука и особенностей его произношения.

Что такое шепелявость

Шепелявость может возникать по разным причинам, включая анатомические особенности речевого аппарата, незрелость нервной системы, неправильное развитие фонематического слуха или даже психологические факторы, такие как стресс и эмоциональные переживания. Ребенок, сталкивающийся с этой проблемой, может испытывать серьезные препятствия как в школьной адаптации, так и в социальной жизни, включая затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

Коррекция шепелявости, как правило, требует комплексного подхода, включающего работу логопеда, ортодонта, невролога и при необходимости психолога. Логопедическая работа должна быть направлена на развитие артикуляционной моторики, формирование правильного дыхания и голосообразования, а также на тренировку слухового восприятия и фонематического анализа. Часто используются специальные упражнения и игры, способствующие улучшению артикуляции и закреплению правильного произношения проблемных звуков.

Основные причины

Среди врожденных причин можно выделить проблемы с анатомией речевого аппарата. Например, короткая уздечка языка, неправильное положение зубов часто приводят к шепелявости. Эти отклонения могут быть заметны с раннего детства и требуют консультации с логопедом и стоматологом. В некоторых случаях может потребоваться хирургическое вмешательство для коррекции этих особенностей.

Приобретенные причины шепелявости могут включать травмы, перенесенные заболевания и психологические факторы. Травмы головы или челюсти могут повлиять на работу мышц, ответственных за артикуляцию. Некоторые заболевания, такие как инсульт, могут нарушить координацию речевых органов. Психологические факторы, включая стресс и травмирующие события, также могут играть роль в появлении шепелявости у взрослых. Важно отметить, что своевременная диагностика и терапия могут значительно улучшить состояние пациента.

Зубочелюстные аномалии

Нарушения звуковой системы речи, такие как губно-зубной сигматизм, интердентальное произношение и носовое произношение, часто связаны с различными анатомо-физиологическими особенностями ротовой полости и речевого аппарата. Коррекция таких нарушений представляет собой комплексный подход, сочетающий логопедическую и ортодонтическую помощь. Прогнатия, передний открытый прикус, узкое и высокое твердое небо могут значительно осложнить формирование правильной артикуляции звуков, что требует внимательного обследования и планирования лечебных мероприятий.

Логопедическая работа обычно направлена на развитие мышечного тонуса и подвижности артикуляционного аппарата. Для коррекции губно-зубного сигматизма могут использоваться специальные упражнения для укрепления круговой мышцы рта и коррекции звукового произношения с акцентом на правильное размещение языка и губ. В случаях с интердентальным произношением звуков терапевт акцентирует внимание на выработке навыков правильного размещения языка во время произношения и усилении боковых зубных рядов.

Нарушение иннервации органов артикуляции

Именно нарушение иннервации органов артикуляции является одной из главных причин изменений тонуса языка, вялости мягкого неба, паретичности или повышенной спастики губ. Эти изменения приводят к затруднениям в произношении определенных звуков, что, в свою очередь, может существенно влиять на общую речь человека. Одной из наиболее распространенных речевых патологий, возникающих на фоне иннервационной неполноценности, является сигматизм, который может быть межзубным или боковым.

Межзубный сигматизм характеризуется тем, что кончик языка проникает между верхними и нижними зубами при артикуляции звуков, что придает специфический шипящий оттенок речи. Причинами этого являются нарушения иннервации, которые не позволяют языку занимать правильное положение. В результате такие звуки, как "с", "з", "ц", становятся искаженными.

Неправильные артикуляционные уклады

Несформированность артикуляционного праксиса у детей может привести к различным нарушениям речи, таким как дизартрия или артикуляционные расстройства. Эти нарушения часто проявляются в неправильно образованном артикуляционном укладе, что приводит к искажению звуков и трудностям в общении. Одним из ключевых аспектов этого состояния является то, что органическая патология со стороны артикуляционных органов отсутствует, так что основное внимание должно быть направлено на реабилитацию и коррекцию артикуляционных навыков.

Для улучшения артикуляционного праксиса у таких детей важно использовать комплексный подход, включающий логопедические занятия, упражнения на развитие двигательных навыков речевых органов, а также работу над дыханием и голосообразованием. Логопедические технологии могут включать в себя игровые методы, использование зеркал для визуального контроля за правильностью артикуляции, а также ступенчатое формирование правильных речевых образцов. Такие методы помогут ребенку в постепенном освоении правильной артикуляции и улучшении четкости речи.

Симптомы шепелявости

Важную роль в формировании правильного произношения играет работа артикуляционного аппарата. При недостаточно развившихся органах речи или недостаточной их координации могут возникать проблемы с произношением звуков «ш» и «ж». Эти звуки требуют особого положения языка, губ и воздушного потока, что может быть сложно для детей, особенно если они страдают от речевых нарушений или имеют анатомические особенности.

Неправильное размещение языка во время речи, наблюдаемое у детей с такими проблемами, часто связано с недостаточной силой или моторикой мышц языка. Чтобы исправить эту ситуацию, логопеды применяют различные упражнения, направленные на развитие гибкости и силы органов артикуляции. Например, дети могут выполнять специальную гимнастику для языка и губ, что помогает им научиться правильно размещать эти органы при произношении шипящих звуков.

Использование шепота является одним из способов, которым дети пытаются компенсировать свои трудности с произношением. Шепот позволяет снизить громкость речи, что снижает страх и беспокойство, связанные с ошибками в произношении. Однако это не является устойчивым решением проблемы и может приводить к закреплению неправильной речевой модели. Поэтому важно вовремя вмешиваться и проводить коррекционную работу.

Как избавиться от шепелявости

Существует ряд дополнительных техник и упражнений, направленных на устранение шепелявости. Одним из таких методов является работа над развитием общей моторики, включающая упражнения для координации движений и мелкой моторики, поскольку улучшение координации тела напрямую влияет на координацию артикуляционного аппарата. Комплексное использование этих методов обеспечивает более стабильные результаты.

Очень важным этапом коррекции шепелявости является включение логопедической работы в повседневную жизнь пациента. Это может быть выполнено через домашние задания, игротерапию и непрерывную проверку произношения на протяжении всего дня. Родители, учителя и друзья могут активно участвовать в процессе, поощряя правильное произношение и помогая пациенту интегрировать новые языковые навыки в свою речь.

Психологическая поддержка также играет ключевую роль в процессе избавления от шепелявости. Часто проблемам речевой патологии сопутствуют комплексы и неуверенность в себе, что может значительно осложнять процесс коррекции. Поддержка психолога помогает пациенту преодолеть страхи и стресс, связанные с процессом обучения новому произношению, что в конечном итоге способствует более успешному и долгосрочному устранению речевого расстройства.

Заключение

Таким образом, комплексный подход, включающий в себя артикуляционные упражнения, логопедический массаж, задания на постановку звуков, работу над фонематическим слухом, развитие моторики, интеграцию логопедической работы в повседневную жизнь и психологическую поддержку, позволяет эффективно и устойчиво бороться с шепелявостью, формируя у пациента правильные речевые навыки и уверенность в себе.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы сталкивались с такой проблемой? 
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.