Если ребенок долго не говорит, это вызывает тревогу у родителей. Кто-то терпеливо ждет, что рано или поздно "разговорится", другие пытаются закупать логопедические пособия и заниматься дома. Третьи бегут за помощью к врачам и логопедам, что можно считать самым правильным вариантом. При правильно выстроенной работе через несколько месяцев родители с огромной радостью замечают прогресс - переход на ОНР 2. Что это такое, поговорим подробнее.
Какие симптомы указывают на ОНР 2
Обычно этот этап для родителей неговорящего ребенка становиться настоящим праздником. При ОНР 2 дети начинают разговаривать, у них идут эхолалии. Если логопеды и родители их подхватывают, то начинается путь к простой фразе. Ребенок способен уже понимать и объяснять гораздо больше, чем раньше и кто-то на этом успокаивается. "Разговорился, теперь будет все хорошо", - радуется мама и перестает заниматься. На этом прогресс обычно и заканчивается. Как же протекает этап ОНР 2 у ребенка, если продолжать работать?
Ребенок становится похожим на обычного ребенка
Здесь родители могут выдохнуть. У него уже есть понимание каких-то простых вещей. Если до этого родители старались молчать или говорить какими-то очень простыми фразами, то здесь они уже начинают общаться с ребенком более развернутыми фразами. Нужно отметить, что при ОНР 2 он еще не понимает предлогов, так что предложения должны быть максимально конкретными. Ему еще сложно понимать грамматическую конструкцию полностью и целостно.
Сложный период развития
Несмотря на то что малыш начал говорить, этот этап развития можно считать самым сложным. Ребенок уже что-то понимает, но не до конца. И вот это недопонимание вызывает массу проблем и конфликтов. Родители порой тоже не выдерживают и начинают жаловаться, что раньше он был спокойным и послушным, а сейчас конфликтует где надо и не надо.
Да, ОНР 2 - это период, когда ребенок начинает понимать свою выгоду, возможность избежать нагрузки, схитрить. Но при этом его понимание еще сильно ограничено и социальные рамки для него могут быть слишком тесными.
ОНР 2 уровня, или общая недоразвитость речи второй степени, представляет собой довольно серьезную проблему, требующую комплексного подхода к диагностике и лечению. Когда ребенок начинает говорить, ожидания родителей часто связаны с улучшением взаимодействия и понимания его потребностей. Однако в некоторых случаях наблюдается парадоксальная ситуация: несмотря на появление речи, поведение ребенка ухудшается. Такое развитие событий может быть вызвано несколькими факторами.
Во-первых, необходимо понимать, что речевые навыки у детей с ОНР 2 развиваются медленно и неравномерно. Это может приводить к дополнительному стрессу, так как ребенок осознает свои трудности и начинает проявлять реакцию фрустрации. Например, ребенок может становиться более капризным, агрессивным, плаксивым, отказываясь от занятий или игр, которые ранее приносили ему радость.
Во-вторых, важным фактором ухудшения поведения может быть недостаток понимания окружающими взрослыми истинных причин поведенческих изменений. Родители или воспитатели иногда ошибочно считают, что улучшение речи автоматически ведет к улучшению всех аспектов жизни ребенка. Однако развитие речи не всегда идет в паре с эмоциональным или социальным развитием, что может вызывать негативные поведенческие проявления.
Что можно делать, чтобы облегчить жизнь родителей
На самом деле вариант только один. Родителям нужно продолжать работу над пониманием речи. Именно в этот момент отлично идут занятия по всем лексическим темам. В это время с ребенком можно изучать такие темы, как "Одежда", "Обувь", "Части тела", "Семья", "Продукты". То есть все то, что максимально связано с его бытовой жизнью.
Очень важно начинать изучать и грамматические конструкции. Здесь ребенок должен понимать не только самые простые фразы, но и падежные вопросы и предложные конструкции. ОНР 2 - это этап, когда рождается понимание, что "не Миша хочет кушать", а "я хочу кушать". Важно разыгрывать ситуацию, в которой вы отрабатываете, кто, кому и чего должен.
Формируем пассивный и расширяем активный словарь
Формирование пассивного словаря у детей включает в себя разнообразные категории, которые могут быть познаны через игру, повседневные ситуации и направленное обучение. Например, изучение животных может происходить через книги с картинками, игрушки в форме животных и посещение зоопарков. Игрушки разных форм и размеров помогают ребенку ассоциировать слова с предметами, развивая их способность воспринимать и запоминать новые термины. Одежда и посуда являются повседневными объектами, которые ребенок также должен научиться распознавать и называть, что способствует расширению пассивного словаря.
При расширении глагольного словаря важно учитывать контекст, в котором используются глаголы. Такие команды как "открой", "включи", "надень", "сними", "бросай" и "лови" можно отрабатывать с помощью игровых ситуаций и реальных задач. Например, можно предложить ребенку открыть дверь, включить свет, надеть шапку или снять обувь. Это помогает не только запоминать слова, но и понимать их практическое применение.
Формирование понимания вопросов и отрабатывание вербальных ответов также требует структурированного подхода. Вопрос "что это?" можно многократно повторять в различных ситуациях и с различными предметами, чтобы ребенок начал ассоциировать вопрос с необходимостью идентифицировать объект. Аналогично можно вводить вопрос "что делает?", чтобы ребенок учился описывать действия. Важно объяснить разницу между этими двумя типами вопросов, чтобы ребенок корректно их понимал и отвечал на них.
Отрицание и альтернативные вопросы, такие как "или-или", требуют моделирования ситуаций, в которых ребенок может их понять. Например, для отрицания можно использовать простые утверждения с предметами: "Это яблоко? Нет, это не яблоко, это груша." Для вопросов "или-или" можно предложить выбрать между двумя предметами: "Ты хочешь молоко или сок?" Таким образом, через регулярную практику и повторение, ребенок постепенно научится правильно воспринимать и отвечать на заданные виды вопросов.
Улучшение - не повод расслабиться
Нельзя исключать и влияние изменения социальных взаимодействий. Расширившийся словарный запас и возможности коммуникации могут приводить к повышенным требованиям со стороны окружения, что также может быть стрессовым фактором для ребенка.
Поэтому при работе с детьми, у которых была диагностирована ОНР 2 уровня и началось появление речи, особенно важно учитывать весь спектр факторов, влияющих на их поведение. Необходимо более внимательно следить за эмоциональным состоянием ребенка, поддерживать его в моменты фрустрации, использовать методы, направленные на снижение стресса и повышение уровня комфорта. Индивидуализированный подход к каждой семье и постоянное взаимодействие с педагогами, логопедами и психологами – залог успешного преодоления трудностей на пути речевого развития.
Таким образом, симптоматика ОНР 2, включающая появление речи на фоне ухудшения поведения, предполагает комплексное вмешательство и внимание к эмоциональному благополучию ребенка. Лишь такой всесторонний подход может способствовать гармоничному развитию речи и успешной социальной адаптации.
Стало легче гулять - отличный повод порадоваться
При правильной поддержке и терапии, ребенок с общим недоразвитием речи может значительно улучшить свои навыки общения. Логопедическая помощь, специализированные образовательные программы и регулярные занятия могут сыграть важную роль в этом процессе.
Одним из очевидных улучшений, которые замечают родители, является то, что с ребенком становится легче гулять. Это связано с тем, что ребенок начинает лучше понимать окружающий мир и активно взаимодействовать с ним. Например, при ОНР 2 у ребенка он может легче объяснять свои желания и потребности, что делает прогулки более приятными и менее стрессовыми. Развитие речевых навыков также способствует лучшему взаимодействию с другими детьми, что позволяет ребенку легче находить общий язык со сверстниками и играть с ними на площадке или в парке.
У ребенка прекращаются "стимы"
При ОНР 2 степени у ребенка сохраняются определенные "странности". Это может быть склонность к стереотипным и ритуальным действиям, и родители чаще всего переживают, что у него расстройства аутистического спектра. На самом деле любая задержка речевого развития приводит к некоторой отстраненности, замедленному восприятию информации.
Но нужно помнить, что любая аутистическая черта может быть практически у любого человека. Но при ОНР 2 ребенок уже сможет словами ответить и объяснить, что ему не нравится. Ему не потребуется махать кулаками, убегать или закрывать уши руками. Соответственно, поведение к моменту выхода на следующий уровень, то есть на ОНР 3 становится несравненно лучше. Именно в этот момент мы можем сказать, что ребенок полностью готов идти в детский сад. Характеристика ОНР 2 поможет родителям лучше понять своего ребенка и организовать для него правильную коррекционную работу.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание