Пора выйти из сумрака: 20 лет назад на экранах появился "Ночной дозор", давший дорогу жанровому российскому кино

20 лет назад на экраны вышел фильм “Ночной дозор” о борьбе светлых и темных сил в российской столице. Многие тогда не знали, как относиться к картине: отечественный кинобизнес переживал кризис, и необычная по тем временам работа малоизвестного режиссера казалась чуть ли не вызовом. У “Дозора” быстро появились как скептики, так и поклонники. К счастью, “Ночной дозор” (фильм, 2004) превзошел все ожидания: кассовый успех, имя режиссера, вмиг ставшее громким, и новый жанр в индустрии.

О чем думал Бекмамбетов

В основу легла книга “Ночной дозор” Сергея Лукьяненко. Многие найдут в фильме хулиганский концепт, другие посчитают экранизацию достаточно вольной; критики скажут, что фильм не воспринимается иначе как блокбастер (и действительно, в его успехе лежит, прежде всего, элемент формата), а Тимур Бекмамбетов и вовсе хотел снять авторскую фантастику – да, жанр новый, потому свободой режиссера никто не ограничивал. Постановщик признавался в любви к научной фантастике – именно постсоветской, где просматривалась современная Москва, – которую он хотел показать зрителю: вокруг нас бродит множество людей, о существовании которых мы не подозреваем. Для того чтобы принять решение о начале съемок, режиссеру хватило нескольких страниц романа – к своему большому стыду, дочитать его он так и не смог.

К слову, “Ночной дозор” снискал успех и в Голливуде, обогнав по популярности самых известных супергероев. Для страны грез визуальные эффекты были не в новинку, “свой” же зритель был ими пленен. И все же, Голливуд в лице маститых боссов был поражен, как нашему кино, практически не имея опыта, удалось добиться такого результата. За право проката в Штатах боролось несколько крупных кинокомпаний.

“Я знал, как снимать”

К тому времени Бекмамбетов набрался опыта в съемках видеоклипов и определенные технические моменты позаимствовал для “Дозора”. Так, он сразу решил, что действие в обозначенном жанре должно и будет развиваться быстро, визуальная составляющая не обойдется без нарезанных крупных планов, и, наконец, крутые и мощные спецэффекты должны были поразить зрителя. Как с такой взрывной смесью удержаться от просмотра? “Приступая к работе, я держал в голове четкий план, – рассказывал позже режиссер. – Из выделенного бюджета в четыре миллиона долларов я постарался выжать все, что можно. У фильма была масштабная промо-кампания. Если бы подобный фильм мне предложили снимать в Голливуде, бюджет бы составил в разы больше”.

Свет и тьма в конфликте

Каждый зритель воспринял картину по-своему. Бекмамбетов называл “Ночной дозор” фильмом о борьбе свободы с принятым порядком, а заложенный смысл состоял в философском и практически вечном вопросе: бросить вызов и развиваться дальше или оставить все как есть, сохраняя порядок? Персонажи были показаны так, чтобы у зрителя ни к кому не возникало отвращения, ведь правда у каждого своя: одни довольны и берегут то, что имеют, другие требуют перемен, которые коснутся всех вокруг.

У этой идеи есть и социальный оттенок. И хотя повествование ведется в 2000-х, по факту показана история 90-х. Именно здесь отчетливо видны границы свободы и порядка: стоит только свободу проявить, как требовалась “лицензия на порядок”. Если усилия одной стороны приведут к монополии, катастрофа неминуема для всех. Поддержание находящихся по разные стороны баррикад – единственный способ поддержания существования мира.

По сути, время в фильме – период, когда у людей отсутствует внутренний стержень, а основы морали находятся в постоянном поиске. Добро превращалось в зло, а в головах и вокруг царила смута.

Вечный конфликт, вечный контраст

Противоборство светлых и темных сил – главная идея фильма, однако нужно “копать” глубже в поисках истинного смысла. В любой стране в любое время происходят политические и культурные процессы, которые представляют собой конфликт сторон. Весь мир делится на идеологии, каждый хочет свою идеологию и сохранить, и приумножить, донося до масс. Светлые стороны договариваются посредством объединения на основе одинаковых ценностей. Аналогично действуют темные стороны. Отыскать границу достаточно сложно, поскольку это не очерченная на карте линия, а система ценностей, измеряемая каждой стороной по-своему. Персонаж Константина Хабенского остается единственным, кто видит подобную границу, поскольку граница проходит внутри него самого.

Секреты создания

Продюсер “Ночного дозора” Константин Эрнст не считал себя основным потребителем подобного контента и входил в число скептиков, не принимающих всерьез специфический жанр. “Производство шло противоестественным путем, – признавался продюсер. – Мы многого не понимали, действовали наугад, но не останавливались”.

Тимур Бекмамбетов также испытывал сомнения. В частности, он стыдился того, что в визуальную картинку приходилось добавлять огненные шары и другие элементы фэнтези. Спасало лишь то, что режиссер воспринимал работу как заказ и никаких надежд на принятие зрителями не лелеял.

Здесь пахнет русским духом

И хотя Бекмамбетов не отрицает, что четко не следовал книжному оригиналу, отход от канона не стал причиной, чтобы не оценить попытку создателей “сделать как в Голливуде”. Авторы извлекли ядро неизвестной вселенной, которой придали форму и окраску. О процессе производства Эрнст говорил: “У нас создавалась прочная базовая конструкция, чтобы реплицировать на ее основе что угодно. Мы придали ей гибкость, а всевозможные нововведения индустрии не смогли ее сломать”.

Критики, исследующие феномен “Ночного дозора”, пришли к мнению, что режиссер и продюсер делали ставку на менталитет своей страны и ее граждан. Какими бы “голливудскими штампами” ни шли создатели, это кино, в первую очередь, “для своих”. Проявилось это в знакомых улицах, обликах пошарпанных подъездов и известных на тот момент звезд в лице Хабенского, Гоши Куценко, Владимира Меньшова, Марии Порошиной и многих других. Стоит ли говорить, что актеры “Ночного дозора” после выхода фильма проснулись знаменитыми. Стала хитом и заглавная песня “Ночного дозора” в исполнении группы Uma2rman, задорные куплеты которой знали все наизусть.

Секреты успеха

Но не только звездными именами протоптана дорожка к успеху. Авторам удалось создать пусть вымышленный, но занимательный мир со своим визуальным стилем и неповторимой атмосферой. А еще – созданием контраста между обыденностью жизни и чертами фэнтези, что проявлялось в каждой детали, от интерьеров помещений до проблем персонажей, в которых зрители находили сходство с собой. “Мир на экране получился приземленным, а контраст – максимально эффектным. Мы получили живое существо, родившееся от людей и обстоятельств в определенной для того времени фазе”, – писали критики. Это было точное попадание в аудиторию, которая к тому же еще не знала, что такое фантастика. “Ночной” и последовавший за ним “Дневной дозор” не получились бы, если бы, к примеру, повествование было перенесено в другое время. И наконец, рекламная кампания Первого канала с роликами, призывающими идти в кинотеатры, окончательно побудили зрителя к просмотру.

Непростая история простым языком

Тимур Бекмамбетов постарался показать обыденность в действиях и образах персонажей. Он не хотел, чтобы они воспринимались как маги, вампиры и представители потусторонних сил – они должны были быть “из народа”. Потому у многих из них привычная одежда, купленная для съемок на барахолке, а также старая мебель и домашний антураж, обыденный для большинства постсоветских граждан.

И, конечно, ностальгия по недавним временам с определенными нотками сказки, в которой по всем отечественным стандартам присутствуют и добро, и зло. Их противостояние – основа фильма, где Иван Царевич предстает в лице Городецкого.

Как итог, фильм “Ночной дозор” смог найти своих зрителей: одни увидели рефлексию, другие – зрелища с новомодными спецэффектами. И смысл, и визуальная картинка сделали свое дело.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы смотрели “Ночной дозор”? Считаете его культовым фильмом, оказавшим влияние на дальнейшее развитие жанрового кино?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.