Деньги не мотивируют человека: нормально ли это и почему на самом деле так происходит (о причинах)

Зарабатывание денег, необходимых для жизни, по-видимому, является основной причиной, по которой мы вообще работаем. Но мотивируют ли нас деньги постоянно выполнять свою работу по максимуму? Исследования ученых и сама реальность доказывают — нет, финансы не мотивируют людей. Как бы странно и неправдоподобно это ни звучало, деньги — не лучший мотиватор, и вот почему.

Денежные поощрения дают лишь мимолетный эффект

Да, прибавки к зарплате поднимают нам настроение, но есть одна проблема: это чувство слишком мимолетно. Когда поощрения не связаны с продвижением по службе и не влияют на организацию, они представляют собой временное решение, актуальность которого проходит очень быстро. Точно так же, как и исчезают сами добавленные деньги. И человек, получивший их и потративший стремительно, остается с чувством разочарования и досады, а положительный настрой куда-то исчезает.

Деньги не создают вовлеченности сотрудников

Обещаниями хорошей зарплаты можно привлечь «нужных» людей в организацию, но это не обязательно то, что удержит их там надолго. Исследования не показывают никакой связи между тем, сколько нам платят, и тем, насколько мы вовлечены в работу. То есть, люди любят или не любят свою работу по причинам, вообще никак не «завязанным» на деньгах.

Работодатели никогда не смогут создать вовлеченность, платя людям больше. Есть множество примеров организаций, где высокая зарплата, но постоянная текучесть кадров. Люди приходят и уходят, и даже большие деньги не могут их удержать. Наверняка такие фирмы есть в каждом городе, они постоянно размещают объявления об открытых вакансиях и все не могут сформировать постоянный штат. Потому что люди, приходя туда, сталкиваются с невозможными условиями труда (по разным причинам), и даже большие деньги не могут заставить их там остаться.

Денег никогда не бывает много

Да, прибавка к зарплате может зажечь временный огонь, мы можем получить импульс, приводящий к увеличению продаж или производительности. Но проблема с опорой на стимулы заключается в том, что этого всегда недостаточно. Если деньги — единственная стратегия вовлечения сотрудников, то сохранить мотивацию команды можно, только предлагая еще больше.

Чем больше нам дано, тем больше мы ожидаем. И если пытаться удерживать сотрудника только денежными прибавками, не давая ничего больше (улучшение условий труда, интересные задачи, возможности продвигать карьеру), то люди будут требовать больше и больше денег. И как только эти требования перестанут удовлетворяться — они уйдут. То есть, такой мотив сомнителен и опасен для самого руководителя — можно крупно потратиться, а потом все равно потерять людей.

Деньги снижают внутреннюю мотивацию

Получение того, что мы считаем справедливой компенсацией, освобождает нас от беспокойства о потребностях выживания и поддерживает нашу веру в то, что мы находимся во взаимовыгодных отношениях с организацией. Но многие компании используют денежное вознаграждение как кнут, а вовсе не как пряник.

Финансовые стимулы снижают внутреннюю мотивацию, заставляя нас полагаться на внешние вознаграждения только для того, чтобы обеспечить базовые потребности. И начальство ведет политику давления при помощи денег, думая, что люди побоятся уйти от них. Но работники, чувствуя такой прессинг, не видя возможностей развития, не ощущая собственной значимости в команде, все равно уходят. И деньги в данном случае их точно не остановят.

Деньги могут стать сильным демотиватором

Думать о работе просто как о сделке — всегда проигрышный вариант. Если не урегулированы многочисленные другие факторы на рабочем месте, деньги не удержат сотрудника. Если нет хороших отношений между коллегами, то высокая зарплата одного из работников будет настраивать против всех остальных. И в его случае деньги станут скорее демотиватором.

Если с вами обращаются плохо или воспринимают вас как слабого специалиста, высокая оплата вашего труда будет работать против вас. Если в организации нет гармонии между понятиями компенсация и статусность, люди будут испытывать неудовлетворенность. Оплата в данном случае удовлетворяет потребности, но не мотивирует.

Деньги не заставят полюбить свою работу

Деньги снижают неудовлетворенность до нейтрального уровня, но не повышают любовь человека к своему делу. Даже чрезмерное вознаграждение не компенсирует плохую рабочую среду. Боссы никогда не смогут платить людям столько, чтобы они по-настоящему любили свою работу. Для этого нужны многие другие составляющие, и финансы здесь уже не при чем.

Деньги не могут мотивировать людей проводить большую часть своего времени на ненавистной работе. Каждый рано или поздно осознает, что работать только для того, чтобы большую часть жизни мучиться, не имеет смысла. Только объединение внешних и внутренних мотиваторов заставляет нас оставаться в организации, развиваться, двигаться вперед. Внутренняя мотивация по своей природе идет изнутри, ее запас неограничен.

Стимул и мотивация — не одно и то же

Истинная мотивация заставляет нас что-то делать, потому что мы этого хотим. Это состояние продолжается и в хорошие времена, и в плохие. Факторами мотивации являются сложная работа, признание, ответственность и личностный рост. Исследования показывают, что повышение заработной платы не превращает нас в машину для повышения производительности. Премирование творческих людей, наоборот, демотивирует и приводит к снижению производительности.

Стимулы хорошо работают только в отраслях со скучной работой. Тех, в которых сотрудники не гордятся продукцией или компанией, а выполняют работу просто из цели получить зарплату. Чтобы повысить вовлеченность сотрудников, лидеры должны понимать индивидуальные мотивы и регулярно внедрять их в работу. Но это энергозатратно, не каждый босс будет готов пойти на это.

Деньги приводят к выгоранию

Мы никогда не чувствуем, что у нас достаточно денег, потому что мы очень быстро привыкаем к нашим обстоятельствам и начинаем хотеть большего. Юваль Харари в своей книге «Sapiens: Краткая история человечества» очень точно подметил это: «Один из немногих железных законов истории состоит в том, что роскошь имеет тенденцию становиться необходимостью и порождать новые обязательства. Как только люди привыкают к определенной роскоши, они принимают ее как должное. Наконец, они достигают точки, когда не могут жить без этого».

По своей сути это процесс, который приводит к выгоранию, также известному как «гедонистическая беговая дорожка». Вы наверняка замечали, что ожидания людей растут быстрее, чем их богатство. Постоянные усилия могут быть полезны для экономического роста в целом, но вряд ли сохранят ваше психическое здоровье. Поэтому никак нельзя утверждать, что деньги — мотиватор для людей. Это вовсе не так, как бы ни казалось очевидным обратное.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы согласны с тем, что деньги - не мотиватор для работника?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.