8 ситуаций, когда не стоит извиняться, если нет желания потерять себя

Извинения, как проявление вежливости, стали обыденной вещью. Люди так часто их произносят, что даже не понимают, как тем самым унижают себя в глазах окружающих. Психологи выделяют 8 ключевых вещей, за которые вы не должны извиняться, даже если кажется, что нужно это сделать.

За правду

В данном вопросе у людей вообще очень много противоречий, потому что еще с детства возникает коллизия. С одной стороны, детей учат, что врать нехорошо, что всегда нужно говорить правду. И тут же их заставляют врать. Если у бабушки пересолен борщ или подгорел пирог, об этом ни в коем случае нельзя говорить. Нужно поблагодарить и сказать, что очень вкусно, ведь бабушка очень старалась.

Таким образом, у детей вырабатывается убежденность в том, что правда может обидеть и причинить боль. Из-за этого многие вообще стараются ее замалчивать, а если произносят вслух, то непременно извиняются. Таким образом, в головах людей формируется искаженное восприятие правды. К ней начинают относиться гораздо более агрессивно, чем к лжи.

За отказ

Эта проблема, опять-таки, родом из детства. Родители, стремясь научить ребенка доброте и порядочности, рассказывают, что нужно помогать людям: родителям, друзьям и даже просто прохожим. То есть помощь ближнему воспринимается как естественная и правильная модель поведения. Так и вырастают люди, на которых потом все "ездят" - друзья, коллеги, возлюбленные, родственники и так далее.

На самом деле, в мире не так много людей, которые могут сказать "нет" в ответ на просьбу. А если и говорят, то обязательно извиняются и оправдываются. Но это совершенно лишнее. Вы же не извиняетесь перед чужаком за то, что не хотите пускать его в свой дом. Также и в случае с просьбами - вы защищаете свои личные границы. Если вы отказали, значит, у вас есть на то причины: отсутствие времени, возможностей или желания. Это ваше право, вы не обязаны жертвовать собственным комфортом ради кого-то.

За чужие ожидания

Нередко можно услышать фразу "извините, что не оправдал ваших ожиданий". Причем это говорится не с насмешкой, не с иронией, а искренне. Подобное люди говорят родителям, если не достигли каких-то высот; начальству, если отказались браться за ответственный проект; любимому человеку, если возникли какие-то разногласия.

На самом деле, нет ничего более абсурдного, чем такие извинения. Вы не несете ответственность за то, что другие люди себе нафантазировали. И уж тем более вы не обязаны оправдывать их ожиданий. Вы неповторимая личность со своими достоинствами и недостатками. Главное, чтобы вы оправдывали свои собственные ожидания. А поддерживать образ, который кто-то создал в своей голове, не просто не нужно, но и запрещено. Ведь так можно и потерять себя.

За свои жизненные ценности, взгляды и принципы

Как уже говорилось выше, каждый человек - это уникальная личность, которая формировалась в разных условиях и под влиянием разных идей. И это совершенно естественно, что ваши ценности и принципы могут отличаться от взглядов других людей. Извиняться за это - предательство по отношению к самому себе.

Допустим, вы карьерист и заядлый холостяк, а ваш собеседник - приверженец семейных ценностей. Да, с точки зрения общественного мнения его взгляды более распространены и одобряемы. Но и вы имеете право на собственное представление о жизни. Вы же никому этим не вредите, никого не оскорбляете. Это ваш жизненный выбор, за который вы не должны просить прощения или оправдываться.

За то, что входит в чужие обязанности

Представьте, что в ресторане вам вместо отбивной принесли овощной салат. Большинство людей в такой ситуации скажет официанту: "Извините, но я этого не заказывал". А за что, собственно, "извините"? Это вам должны принести извинения за то, что за ваши же деньги вам оказали некачественную услугу. То есть эта излишняя вежливость совершенно ни к чему. Достаточно просто сказать "Я этого не заказывал".

Может показаться, что это мелочи, но из-за таких мелочей полностью атрофируется навык самозащиты. И в какой-то более серьезной ситуации вы также начнете извиняться вместо того, чтобы отстоять свои права. Допустим, если в парикмахерской вам испортят волосы, если в магазине продадут некачественный товар, если в стоматологии плохо запломбируют зуб и так далее.

За других

У некоторых людей есть очень вредная привычка извиняться за других людей. Например: "Прошу прощения за грубость моего мужа", "Извините за невежество моих сотрудников" и так далее. Таким образом, вы перекладываете на собственные плечи вину другого человека. Вы как будто выступаете в роли его адвоката и даете оппоненту понять, что весь свой негатив он может перенаправить на вас.

Нет, это категорически неправильно. Единственный случай, когда можно попросить прощения за кого-то другого, это когда нашалили ваши малолетние дети, за которых вы отвечаете по закону. А за любого другого совершеннолетнего и дееспособного человека, даже если это ваш близкий родственник, извиняться не нужно. Он сам должен нести ответственность за свои ошибки.

За эмоции

Непонятно как и почему сложилось мнение, что в приличном обществе не принято открыто выражать свои эмоции. Расхохотаться или заплакать навзрыд почему-то считается чем-то неприличным. И если чувства взяли верх, человек тут же чувствует неловкость и начинает извиняться перед присутствующими.

Но мы же живые люди, а не бездушные роботы. Рассмеяться или пустить слезу - это так же естественно, как дышать. Это всего лишь реакция нервной системы на какие-то внешние раздражители. И, между прочим, подавлять эмоции вредно для психического и физического здоровья.

За то, в чем вы не виноваты

Представьте, что произошла какая-то неловкая или неоднозначная ситуация, которая не зависит от вас. Например, автобус резко затормозил, и вы навалились на соседа, стоящего впереди. Конечно, можно показаться хорошим и извиниться, но, по сути, не за что. Ведь вы сделали это не специально, а такое впечатление, что берете на себя ответственность.

Ведь это может войти в привычку, и в будущем вы будете немотивированно извиняться за более серьезные вещи. Например, вы не вовремя сдадите отчет из-за того, что другой сотрудник поздно передал вам цифры. Это не ваша вина, значит, извиняться перед начальником за задержку, беря на себя ответственность, не нужно.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

За что еще не нужно извиняться по вашему мнению?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.