Критика вгоняет в ступор и демотивирует. Как выработать иммунитет к порицанию, чтобы не тормозить свой успех

Гораздо приятнее слушать похвалу, нежели критику в свой адрес. С этим утверждением согласится наверняка каждый из нас. Только вот жизнь устроена так, что мы вынуждены сталкиваться не только с позитивной, но также и с негативной обратной связью. Последнее может сильно ранить. Критика вгоняет в ступор, демотивирует.

Что делать, если она воспринимается настолько болезненно? Нужно взять на вооружение следующие советы.

Погрузитесь в самопознание

Знаете, в чем заключается польза критики? В том, что она обнажает наши проблемы и слабые, уязвимые места, о существовании которых мы порой и сами не подозреваем. Ведь согласитесь, что если вы худая, а вас бы обозвали толстой, то вы бы вряд ли обиделись: наоборот, посмеялись бы в ответ. А если замечание вас задело, значит, собеседник нащупал вашу «Ахиллесову пяту».

Ваша цель — проанализировать критику и с ее помощью понять, какие душевные раны, травмы у вас есть. Чем они вызваны? Что с этим можно сделать? Каким образом вы можете решить проблему?

Станьте неуязвимым

Второй шаг после выявления уязвимых мест — это их укрепление. Вам нужно изменить подход так, чтобы стать неуязвимым. Например, женщина убеждала себя в том, что ей хорошо живется одной, однако язвительные замечания по поводу отсутствия партнера больно ее ранили, она чувствовала себя какой-то ущербной. Погрузившись в самопознание, женщина осознала, почему сделала именно такой выбор, в чем преимущества такой жизни. Затем сравнила свою жизнь с жизнью замужних подруг и поняла, что ей «на свободе» гораздо лучше. Плюс осознала, что жить одной — это ее выбор, а не факт, что она никому не нужна. При желании она могла бы выйти замуж, но не хочет.

После такого анализа женщина поняла, насколько она самодостаточна, уверенна в себе, свободна, счастлива и не обделена вниманием мужчин. Все в ее руках. Поэтому теперь сарказм по поводу личной жизни воспринимает с улыбкой. Это никак ее не задевает. Ей, напротив, жаль людей, которые настолько привязаны к стереотипам, что готовы поступиться своими желаниями и мечтами, лишь бы вписаться в какие-то рамки.

Не принимайте на свой счет

А теперь представим рабочий момент. Шеф раскритиковал в пух и в прах ваш проект, над которым вы долго трудились. «Я никчемный и ни на что негодный сотрудник», - первая ваша мысль. Вот эту мысль нужно срочно гнать.

Плоды ваших трудов — это не характеристика вашей личности. Не нужно принимать на свой счет все, что касалось проекта или результата другой вашей работы. Подумайте, как вы можете улучшить качество продукта. В данном случае критика шефа позволит вам стать еще большим профессионалом.

Оцените собеседника

Есть те люди, которые привыкли самоутверждаться за счет других. Им нравится унижать, обесценивать кого-то, лишь бы ощутить себя на высоте. Зачастую такие личности являются манипуляторами. Убивая веру в вас, они сохраняют лидирующие позиции. Это их инструмент для того, чтобы выжить в конкурентной борьбе.

Теперь оцените критикана сквозь призму вышесказанного. Быть может, это коллега или друг, который вам завидует? Насколько критика является конструктивной? Согласны ли с замечаниями? Если объективности нет, то не обращайте внимания. Посмотрите: человек преследует манипулятивные цели. Лучше остерегайтесь его и не дайте ему возможности выбить вас из колеи.

Задавайте уточняющие вопросы

Тяжело воспринимают критику неуверенные в себе, мнительные и очень чувствительные люди с низкой самооценкой. Они видят негатив в свой адрес даже в самой безобидной шутке. Если вы принадлежите к такой категории, тогда поступайте следующим образом.

Услышали что-то неприятное? Не торопитесь набрасываться на собеседника, отвечать критикой, агрессией или просто обижаться. Возьмите себя в руки, после чего начните задавать уточняющие вопросы («Правильно ли я понял, что ты считаешь…?»). Возможно, в процессе беседы вы обнаружите, что никто не хотел вас задеть. Может, вы неверно интерпретировали слова собеседника. Лучше сразу прояснить все на берегу, чем потом копить в себе негатив без повода.

Абстрагируйтесь от авторитетного мнения

Есть те люди, которых мы считаем экспертами и полагаем, что они во всем правы. Но мы упускаем из виду, что какими бы профи не были эти личности, они живые существа, они могут совершать ошибки и у них есть свое субъективное мнение.

Например, авторитетным вы считаете мнение шефа. Начальник отклонил ваш способ решения проблемы, назвав его бессмысленным, и предложил свой.

Не торопитесь соглашаться и чувствовать себя виноватым за ошибку. Быть может, ошибку допустил как раз шеф, а не вы. Изучите его и ваш способ, абстрагировавшись от того, кто какой метод предложил. Объективно оцените перспективы одного и второго. Возможно, вы увидите, что способ шефа не является эффективным.

Такой анализ стоит делать во всех случаях, когда вы сталкиваетесь с точкой зрения любого авторитетного человека.

Запрашивайте обратную связь

Можно использовать эффективный прием «клин клином». Когда человек боится публичных выступлений, ему советуют почаще выступать на публике. Если вы боитесь критики как огня, почаще запрашивайте обратную связь. Просите коллег или начальство оценить тот или иной проект, поинтересуйтесь, что они бы предложили доработать.

Аналогичным образом запрашивайте обратную связь и в других сферах. Таким образом сможете выработать стойкий иммунитет. Поначалу критика ранит, но потом вы перестанете на нее реагировать. Это метод, проверенный многими знаменитостями и публичными персонами, которым приходится сталкиваться с хейтерами.

Используйте приемы самозащиты

Визуализируйте, что вокруг вас как будто непробиваемая прозрачная стена. Все плохое, что говорит собеседник, тут же возвращается к нему. Почувствуйте себя в безопасности на физическом уровне.

Если человек жестко вас критикует, отключите слух, перестаньте вслушиваться в слова. Потом представьте собеседника в какой-то смешной и нелепой ситуации. Например, с клоунским красным носом. Или будто ему на голову приземляется воздушный шарик со смешной надписью. Увидите, как вам захочется улыбнуться (что вы непроизвольно, скорее всего, и сделаете). Такая реакция точно обескуражит вашего обидчика.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы реагируете на критику?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.