Времена, когда человек прекращал учиться с получением диплома о средне-специальном или высшем образовании, уходят в прошлое. Сейчас все чаще говорят о необходимости непрерывного образования, и можно утверждать, что оно является неотъемлемым требованием нашего времени. А еще исследователи выяснили: те, кто учится на протяжении всей жизни, живут дольше.
Получение новых знаний позволяет сделать жизнь лучше
Поэтому нельзя сказать, что образование необходимо нам лишь для того, чтобы зарабатывать хорошие деньги и улучшать свое резюме. Оно позволяет сделать наш жизненный путь более долгим - и при этом еще и более качественным. Во-первых, исследования показывают, что студенты старшего возраста сообщают о большей удовлетворенности процессом обучения, нежели молодые. И очевидно, что в данном отношении играют роль несколько факторов.
Выводы, сделанные учеными
Исследования, результаты которых были опубликованы в журнале "Гарвард Бизнес Ревью", стали тому подтверждением. Ученые выяснили, что продолжительность жизни и уровень образования связаны между собой. Хотя точных причинно-следственных связей пока обнаружено не было, в статье, увидевший свет в 2006 году, говорится: один год формального образования позволяет увеличить продолжительность жизни более чем на полгода. Скорее всего, такая связь может быть обусловлена зависимостью уровня образования от заработка. Также известно, что умные, разносторонне развитые люди в большей степени придерживаются здорового образа жизни, а также они избегают рискованного поведения.
Заняться новым делом? Отличный выбор для людей старшего возраста
Однако фактические данные также свидетельствуют о том, что простой акт участия в обучении на протяжении всей жизни может стать источником доказанной пользы для здоровья. Особенно в тех вопросах, что касаются состояния нервной системы. В указанной статье исследователи подчеркивают: если человек учится играть на новом музыкальном инструменте, или же осваивает иностранный язык - это может компенсировать снижение когнитивных способностей. Также ученые отмечают, что освоение нового сложного навыка в более позднем возрасте связано с улучшением памяти. Поэтому, если вы считаете, что слишком поздно заниматься рисованием или астрономией - подумайте еще раз.
Некоторые данные также показывают, что непрерывное образование позволяет отсрочить проявления болезни Альцгеймера. Ученые считают, что оно должно стать частью терапии страдающих от данного нарушения. Хотя непосредственно симптомы заболевания не поддаются терапии образованием, их возникновение можно существенно отсрочить во времени. Например, если читать каждый день.
Пластичность нервной системы
Если мозг не испытывает сложностей с обработкой новой информации, то постепенно его возможности будут расширяться. Таким образом, непрерывное образование приводит к улучшению памяти и когнитивных функций. Данный эффект получил название пластичности мозга: наша нервная система приспосабливается к повышающимся нагрузкам; однако точно также мозг может деградировать, если мы недостаточно часто или интенсивно используем его возможности.
Иными словами, скука не очень хорошо влияет на наше психическое благополучие. Так что, если есть желание заняться обучением - обязательно стоит это сделать, независимо от того, какие именно знания в данный момент являются для вас привлекательными. Можно задействовать и мышечную память, записавшись школу танцев; можно начать работать над улучшением когнитивных функций, присоединившись к группе по обучению языкам программирования или просто посещая лекции на темы точных наук. В любом случае, обучение сказывается на мозге самым позитивным образом.
Исследователи особенно делают акцент на необходимость получения новых знаний для людей старшего возраста. Мудрое использование своего времени - это подход, который сейчас получил название "активного старения". Всемирная организация здравоохранения определяет его как "процесс оптимизации имеющихся у человека возможностей для улучшения здоровья, а также повышения качества жизни".
Качество, благодаря которому улучшается наша жизнь
В настоящее время среди исследователей пластичности головного мозга (или, как еще называют данный феномен, нейропластичности), принято мнение: этот аспект позволяет справляться со многими недостатками функционирования нервной системы. Известный ученый Майкл Мерцених считает: нейропластичность столь же эффективна в лечении серьезных расстройств мозга (таких, как шизофрения), как и лекарственные препараты. И это - далеко не единственное заявление исследователя.
Нейропластичность, благодаря которой наш мозг способен меняться, обучаясь, на протяжении всей жизни, существует от рождения и до самой смерти. Мерцених полагает, что при должных условиях тренировка новых навыков позволяет человеку преобразовывать сотни миллионов связей между нейронами! Можно воспринять данное заявление с долей скепсиса. Однако при этом стоит учитывать, что оно исходит от человека, имевшего успешный опыт в излечении людей с рядом различных психических расстройств, которые долгое время считались неизлечимыми.
Здоровый мозг - здоровое тело
Благодаря нейропластичности человек имеет возможность абсолютно в любом возрасте начать овладение новыми знаниями, умениями и навыками. А это означает, что его мозг будет становиться совершеннее, что не может не сказаться на качестве жизни личности. Люди с развитым интеллектом намного более ответственно относятся к собственному здоровью, тщательнее следят за возникновением тех или иных симптомов, а при необходимости их трезвая оценка происходящего позволяет им своевременно обратиться к врачу. Возможно, именно с этим связаны те результаты, которые получили гарвардские исследователи в 2006 году. Нейропластичность головного мозга, по сути, позволяет нам оставаться ментально молодыми в любом возрасте - а это один из важнейших факторов, способствующих долголетию и позволяющих сохранить и физическое здоровье.
Мерцених вовсе считает, что во время обучения качественным образом меняется структура мозговых связей. В особенности значимые изменения могут произойти в коре головного мозга. "Данная часть постоянно занимается тем, что совершенствует имеющиеся у нее способности обрабатывать информацию в зависимости от того, какие именно задачи стоят перед ней. Мозг не просто учится в широком смысле слова; он к тому же еще и "учится учиться".
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание