100 лет спустя стартует экспедиция по поиску "Выносливости" на дне Антарктики

Знаменитая экспедиция Эрнеста Шеклтона 1914-1917 годов должна была пересечь самый южный континент. Но случилось так, что в январе 1915 года корабль под названием "Эндьюранс" застрял во льдах. Спустя несколько месяцев, проведенных в ловушке, судно было буквально раздавлено и затонуло. Экспедиция по поиску обломков судна сэра Эрнеста Шеклтона должна отправиться в плавание в феврале текущего года. Об этом было объявлено пятого января, в день столетия со дня смерти знаменитого полярного исследователя.

В ледяном плену

Начать стоит с того, что Endurance (название можно перевести как "Стойкость") был одним из двух кораблей, которые использовались Императорской трансантарктической экспедицией 1914–1917 годов. В планах было совершение первого наземного перехода через Антарктику.

Длина судна - 144 фута (это почти 44 метра). Это была трехмачтовая шхуна, оснащенная паровой машиной в 350 лошадиных сил и способная развивать скорость до десяти узлов! "Эндьюранс" был предназначен именно для операций, проводимых в полярных водах. На борту находилась экспедиционная команда, состоявшая из 28 человек.

При попытке зайти в бухту Вахсель 18 января 1915 года корабль буквально застрял во льдах моря Уэдделла, где он и вся команда оставались в течение многих месяцев.

В конце октября температура упала с 5 градусов по Цельсию до -25. Льды начали неуклонно давить на Endurance. И 21 ноября 1915 года судно затонуло.

Эпическое спасение

Сложно представить себе состояние членов экипажа, ставших жертвами кораблекрушения. Впрочем, самообладания они не потеряли - экипаж направился по льду к острову Элефант. Практически все моряки остались на этом острове, а сам сэр Шеклтон и еще пять человек отплыли на открытой лодке в Южную Георгию за помощью.

В конце августа 1916 года Эрнест Шеклтон вернулся, чтобы спасти оставшуюся часть своей команды, на борту парового буксира Yelcho, который ему предоставил чилийский флот. Корабль же, разумеется, остался на дне.

Экспедиции к "Стойкости"

То место, где корабль ушел на дно, в общем-то известно. Замеры были сделаны Фрэнком Уорсли с помощью таких инструментов, как секстант и теодолит. Впрочем, даже сегодня на современных ледоколах крайне непросто добраться до этой части моря!

Сейчас завершаются последние приготовления экипажа экспедиции Endurance-22 Фонда морского наследия Фолклендских островов. Планируется, что пятого февраля команда отправится к месту крушения из Кейптауна.

На борту исследовательского судна SA Agulhas II морские археологи отправятся в море Уэдделла в Антарктиде. Их главная цель - найти и сделать фото и видео затонувшего корабля!

Кстати, "Агульхас II" ранее принимал участие в "Морской экспедиции Уэдделла" в 2019 году. Тогда экспертам удалось достичь примерного места крушения, но "Стойкость" не была найдена.

Подготовка к новой экспедиции

После неудачной экспедиции было принято решение о следующей. В рамках подготовки к ней прошли испытания так называемые гибридные подводные поисковые аппараты SAAB Sabertooth в глубоких водах. По словам морских археологов, эти современные беспилотные аппараты способны следовать по заранее запрограммированному курсу и могут передавать данные датчиков и кадры в режиме реального времени на поверхность по оптоволоконному тросу.

Когда экспедиция достигнет Антарктиды, поисковые роботы будут осторожно спущены в воду через пробуренные во льду отверстия. Руководитель экспедиции и признанный полярный исследователь Джон Ширм сказал журналистам: "Мы рады подтвердить, что все идет по плану к запланированному отбытию экспедиции из Кейптауна 5 февраля". Ученый добавляет: вся команда начала подготовку еще в июле. Проведенные испытания позволили проверить поисковую технику; инженеры и другие специалисты смогли потренироваться и получить бесценный опыт в благоприятных условиях, прежде чем отправиться во льды. Несмотря на то что нет никаких гарантий успеха, эксперты готовы к этой удивительной исследовательской миссии.

Найти и рассказать миру

Директор по исследованиям Endurance22, морской археолог Менсун Баунд сказал, что Эрнест Шеклтон был фигурой, олицетворяющей собой золотой век исследования Антарктики. Он добавил: "Прошло сто лет со дня смерти Шеклтона, и это просто невероятно - отправиться в современную экспедицию, чтобы найти обломки Endurance. Мы сделаем все возможное, чтобы сделать кадры "Стойкости" и донести до людей во всем мире эпическую историю о ее последнем путешествии, а также о лидерстве, мужестве и выносливости ее команды".

Цели новой экспедиции

Фонд морского наследия Фолклендов заявил, что одна из ключевых целей экспедиции Endurance22 состоит в том, чтобы донести историю Шеклтона, его корабля и членов его команды до молодой аудитории. Проблемы разведки и проведения научных исследований, имеющих фундаментальное значение для нашего понимания изменения климата, являются частью этой истории. С этой целью Фонд объединился с History Hit (медиа-сервис, соучредителем которого является британский историк Дэн Сноу) и планирует транслировать документальные кадры экспедиции на нескольких цифровых каналах и платформах социальных сетей.

Поиски затонувшего корабля сэра Шеклтона станут грандиозной историей 2022 года, отмечает господин Сноу, креативный директор History Hit. И добавляет: "Как партнерская вещательная компания, мы сможем охватить десятки миллионов поклонников истории по всему миру в режиме реального времени. Мы собираемся рассказать историю Шеклтона и его экспедиции, чтобы найти его потерянный корабль как можно раньше".

Подкасты и трансляции

Планируется, что для живущих ныне людей и для будущих поколений будут доступны прямые эфиры и уникальные подкасты из ледовых лагерей, будет вестись запись огромного количества контента!

Наряду с этим, благодаря сотрудничеству с Королевским географическим обществом и американской образовательной организацией Reach the World, учащиеся будут вовлечены в работу посредством бесплатных учебных ресурсов и прямой связи с экипажем экспедиции.

В частности, учебные материалы призваны объяснить школьникам, почему людей издавна тянет посетить Антарктиду, как изменились полярные исследования со времен Шеклтона и что делает самый южный континент таким уникальным.

Параллельные исследования

Наряду с морскими археологами в состав экспедиции Endurance22 входят ведущие полярные ученые. Они планируют проводить различные исследования ледяной среды Антарктики и воздействия на нее глобального потепления.

Например, в рамках одного мероприятия исследователи будут измерять состояние морского льда, окружающего полярный континент, с целью разработки системы для предоставления непрерывных данных об изменениях морского льда, чтобы помочь заполнить пробелы в наших текущих знаниях.

"Для Фонда является уникальной привилегией возможность объединить элементы, из которых состоит эта экспедиция", - отметил председатель Фонда морского наследия Фолклендов Дональд Ламонт, который также является бывшим губернатором Фолклендских островов.

Он говорит: "Шеклтон столкнулся с трудностями льда и войны. Лед остается нашей главной проблемой, но COVID-19 был угрозой на протяжении всего нашего планирования и подготовки. Хочу сказать, что капитан, лоцман и экипаж южноафриканского судна Agulhas II имеют большой опыт и в 2019 году уже продемонстрировали свою способность добраться до места крушения. Мы можем использовать новейшие технологии, и у нас есть опытная команда морских археологов, ученых, инженеров и техников, которые могут применить свои знания для обнаружения и обследования места крушения".

Кстати, нельзя не отметить тот факт, что прежде фонд уже выполнил успешную миссию - в 2019 году эксперты сумели обнаружить крейсер Императорского флота Германии SMS Scharnhorst, который был потоплен британцами во время битвы за Фолклендские острова в 1914 году.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Будете ли вы наблюдать за ходом поисков "Стойкости"?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.