Общество не может развиваться без столкновения интересов. Именно при разрешении противоречий рождается истина. Педагогический конфликт не является исключением. В споре каждая из сторон пытается доказать именно свою правоту, отстаивает собственную точку зрения в процессе инцидента, который и провоцирует столкновение интересов.
При создании конфликтной ситуации и ее разрешении большое значение имеют возраст, социальное положение и статус ее участников. Также успешное или деструктивное решение будет зависеть от того, насколько участники владеют стратегиями его погашения.Педагогический конфликт имеет свою специфику и особенности:
- профессиональная ответственность педагога за правильный выход из спорной ситуации, потому что учреждения образования являются малой моделью общества;
- участники конфликта имеют неодинаковый социальный статус, определяющий поведение сторон в нем;
- имеющаяся разница в жизненном опыте и возрасте разводит позиции участников в конфликте и создает разную ответственность за ошибки при его разрешении;
- различное понимание событий и их причин участниками спорной ситуации: детям сложно справиться со своими эмоциями, а педагог не всегда понимает позицию ребенка;
- педагогический конфликт, в котором присутствуют свидетели, имеет воспитательное значение, о чем следует помнить взрослому;
- профессиональная позиция педагога в спорной ситуации обязывает его быть инициативным при его разрешении;
- если в процессе конфликтной ситуации педагог допустил промашку или ошибку, это ведет к возникновению новых инцидентов, в которые включаются и другие участники.
Основными противоречиями в сфере образования были и остаются подпадающие под категорию «чему и как учить». Именно в этом плане часто происходят «столкновения» между педагогами и законными представителями ребенка, поскольку последние считают, что их чадо недоучили или неправильно объяснили материал.
Педагогический конфликт – неизбежная часть образовательного процесса, потому что всегда найдутся люди, недовольные действиями друг друга: не все учителя и воспитатели разделяют позиции родителей, так же как и последние далеко не в каждом вопросе согласны с педагогом.
Главное в этом споре - попытаться найти компромиссное решение, которое бы устраивало всех, потому что от того, насколько комфортным будет психологический климат, зависят деятельность учителя и работа воспитателя.Способы разрешения педагогических конфликтов – достаточно непростая процедура для любого представителя данной профессии. При их выборе следует руководствоваться некоторыми основными правилами:
- попытаться погасить конфликт, то есть перевести его из эмоциональной части к деловой, к спокойной, чтобы существовала возможность договориться;
- следует попытаться предупредить конфликтную ситуацию, поскольку это сделать легче, нежели потом искать пути для ее решения;
- разрешить спорную ситуацию «здесь и сейчас», чтобы не усугублять ее. Даже если это удалось сделать лишь частично, проделанная работа открывает двери для дальнейшей позитивной договоренности.
Конфликты в педагогической деятельности – вещь обыденная. Это сфера общения, взаимодействия, поэтому они неизбежны. Педагогический коллектив школы, а в особенности детского сада в большей степени состоит из лиц женского пола, и им приходится каждый день "уживаться" друг с другом. И кроме внутренних взаимодействий есть еще и разговоры с родителями детей, не всегда доброжелательно настроенными. Поэтому конфликтные ситуации неизбежны, главное, чтобы они не были деструктивными.