Не так давно передовые страны (Европа, Соединенные Штаты Америки, Канада) вошли в эпоху постиндустриализма. Самым ценным из ресурсов стала информация. Постепенно знания начинают превалировать по своей ценности над капиталом и в остальном мире. Этот процесс заметен буквально в каждой области. Продать станок можно за несколько тысяч долларов, а ноу-хау – за миллиард. Развитые страны уже давно переносят все материальные активы за границу, оставляя у себя лишь научно-исследовательские центры, университеты и лаборатории. Это говорит о том, что информационная деятельность человека стала выше цениться, и люди готовы в неё инвестировать.
Почему бакалаврам элитных вузов, получившим качественное образование, сулят долларовые зарплаты с четырьмя нулями, а выпускник российского профессионального колледжа едва ли дотянет до сорока тысяч рублей в месяц? Это объясняется просто: работодателем в каждом случае по-разному была оценена информационная деятельность эти двух мест обучения. Именно качество и доступность знаний является определяющими факторами в современном образовании.
Информационная деятельность человека – понятие достаточно обширное: оно включается в себя процессы передачи, получения, хранения, аккумулирования и преобразования знаний и данных. Это сложный многостадийный упорядоченный процесс. Но, несмотря на различные виды информационной деятельности человека, в глобальном смысле она сводится к одному – прогресс за счет использования накопленных знаний.
Острой проблемой стояла сохранность информации. Рукописи и клинописные экземпляры не отличались долговечностью. Они часто бывали безвозвратно утеряны во время великих переездов, войн, революций или смены правящих династий. Из-за таких сбоев в передаче накопленных знаний поколениям и замедлялось развитие нации. О важности передачи опыта и умений задумывались ещё несколько веков назад. Профессиональная информационная деятельность человека тогда была возложена на плечи жрецов, летописцев, оракулов и друидов. Однако она не отличалась эффективностью: источников было крайне мало, а к запечатленным в них данным имели доступ лишь избранные.
Со временем методики менялись, становились более удобными: создавались частные библиотеки, архивы с различными видами систематизаций. Появились профессии библиотекаря и архивариуса.
Шли годы, и объемы макулатуры неуклонно росли, каталогизировать становилось всё сложнее и сложнее, штат сотрудников расширялся. Немного статистики: до начала девятнадцатого века средний объем знаний человека удваивался раз в пятьдесят лет; уже с его середины для этого стало хватать пяти. В настоящее время этот срок ещё сократился. В таком виде информационное движение просуществовало до массовой компьютеризации. Пионером стала ЭВМ «ЭНИАК» в 1946 году из США. В СССР эра компьютеризации пришла в 1951-ом стараниями академика Лебедева.
Сейчас трудно представить себе специалиста, на столе у которого не было бы компьютера, планшета или лэптопа. Информационная деятельность человека с развитием сегмента нано-технологий совершила в последние годы огромный скачок. Трудно найти отрасль, где бы не использовались компьютерные базы данных и не служили на благо человечества.