Крупнейший индустриальный центр Поволжского региона получил свой метрополитен в 1985 году. Строилась первая линия на протяжении восьми лет. Город в то время назывался Горький. Сегодня, когда он обрёл своё историческое имя - Нижний Новгород - метро уже шагнуло на правый берег Оки, в историческую верхнюю часть населенного пункта.
Горожане давно ждали этого события. Особенно те, кому приходится стоять в пробках.Карта метро Нижнего Новгорода
Схема нижегородского метрополитена пока что не производит сильного впечатления. Действующих линий всего две, и обе находятся в процессе активного строительства. На сегодняшний день их суммарная длина достигает двадцати километров, успешно функционируют 14 станций. Третьим по величине городом в Российской Федерации является Нижний Новгород. Метро здесь тоже третье по величине в России, несмотря на то, что на схеме оно выглядит весьма скромно.
Но большие размеры города, его разбросанность по берегам двух крупнейших рек делают подобный вид транспорта совершенно необходимым. Слишком большому числу жителей ежедневно приходится преодолевать большие расстояния, перемещаясь из одного конца города в другой. Со столь значительным объёмом пассажиропотока не смог бы справиться никакой другой вид общественного транспорта, которым, естественно, располагает Нижний Новгород. Метро в значительной степени позволяет решить эту проблему. И в необходимости его дальнейшего строительства ни у кого не возникает сомнений. К действующим в настоящее время Автозваводской и Сормовской линиям метрополитена в отдалённой перспективе должна добавиться третья - Приокская - идущая в направлении Мещерского района.Архитектурные особенности
Большинство станций нижегородского метрополитена находятся на небольшой глубине и имеют конструкцию колонного типа. Это обусловлено ещё и экономическими условиями. Значительные объёмы работ по проектированию и строительству были проделаны в достаточно сложный исторический период конца восьмидесятых-начала девяностых годов.
Эскалаторными подъёмниками оборудованы лишь две ключевые станции: Московская и Горьковская. Путь в верхнюю часть города открыл построенный по индивидуальному проекту метромост через Оку. Он совмещён с автомобильным. Долгожданный выход линии метро в историческую и густонаселённую часть города сильно облегчил жизнь многим горожанам. Без этого вида транспорта сегодня уже трудно представить жизнь такого большого города, как Нижний Новгород. Метро органично вписалось в его облик. Архитектурный образ станции Горьковской выгодно отличается от введённых в эксплуатацию ранее. Это не может не радовать. На наших глазах развивается и формируется новое метро Нижнего Новгорода. Схема его до конца ещё не отработана и находится в стадии обсуждения. На последовательность его проектирования и строительства влияет целый ряд разнообразных факторов, таких как перспективы проведения в городе чемпионата мира по футболу в отдалённом будущем.