В маркетинге существует такое понятие, как сегментирование рынка. Это разделение исследуемого контингента на отдельные признаки. Например, потребности, уровень зарплаты, возраст, регион, приоритеты, привычки. Все эти данные позволяют производителю решить: выгодно ли ему реализовывать свой товар в рассматриваемом районе.
Цель, которую имеет сегментирование рынка – это определить у каждой из выделенных групп покупателей схожие потребности в услугах или товаре. От результата зависит решение производителя ориентироваться на создание того или иного вида продукции.
Существуют следующие признаки сегментирования рынка:
- географические: отражают месторасположение района, плотность населения и климат;
- демографические: характеризуют пол, возраст, количество человек в семье.;
- психографические: описывают типы личности, темпераменты и образ жизни (имеет ли человек хобби, насколько он авторитарен либо поступает как все, предпочитает путешествовать или не любит переезды);
- социально-экономические: определяют положение человека в обществе, его статус, уровень дохода и образование;
- поведенческое сегментирование рынка это:
а) отношение человека к совершению покупки (обычная или по особому поводу);
б) статус покупателя: никогда не приобретал данный вид товара, бывший потребитель, потенциальный покупатель, новый клиент, постоянный пользователь;
в) интенсивность потребления: слабая, умеренная и активная.
г) уровень приверженности к товару: безоговорочный, терпимый, непостоянный, случайный;
д) желаемая выгода: качество, обслуживание, экономичность;
е) уровень нужды: высокий, средний, низкий;
ж) отношение к товару: восторженное, положительное, нейтральное, негативное, враждебное.
Маркетологи могут исследовать не только группу потребителей, но и проводить сегментирование рынка товаров. Эта процедура нужна для того, чтобы определить самую необходимую продукцию на рынке, проанализировать динамику ее реализации, оценить направление ассортимента и выявить стратегию для повышения конкурентоспособности. Существует семь категорий сегментации:
1. По товарной группе (например, при исследовании рынка бытовой техники к данному направлению будут относиться чайники, стиральные машины, утюги, телевизоры и прочее).
2. По предназначению, особенностям и функциям продукта – наиболее распространенный вид. Например, для сегментации шоколада нужно охарактеризовать:
- цвет: темный, молочный, белый;
- наружность: батончик или плитка;
- наполнитель: с орехами, с изюмом, чистый.
Чем подробнее будет проводиться данная процедура, тем проще обнаружить товарную нишу.
3. По уровню цены: низкий, средний, высокий.
4. По производителю – позволяет определить всех участников рынка, выявить воздействие и уровень конкурентов. Пример сегментации: региональный, по торговым маркам, по наименованию производителя.
5. По упаковке: определяет наиболее востребованный вид тары (одноразовая, футляр, защищена от вскрытия).
6. По объему и размеру товара: выявляет самый распространенный и удобный вид покупки для потребителей. Например, сегментирование бутылок для пива: 0,5 л, 1,5 л, 3 л.
7. Комбинированное направление, включающее в исследование сразу несколько других.
Сегментирование рынка - это лучший способ определить группу потребителей, а сегментация товаров – выявление наиболее востребованного вида продукции или услуг.