Анализируя причины кавказских войн, произошедших после распада СССР, следует учитывать их историческую подоплеку и опыт урегулирования вооруженных конфликтов, накопленный в предыдущие века. Особого внимания заслуживает генерал Ермолов.
Чечня, в которую он прибыл в 1818 году, представляла собой территорию, практически неподконтрольную империи. Злодейство и грабежи были здесь обычным способом добывания средств к существованию, и тому, в свою очередь, находились причины. Почвы не имели земледельческой ценности, обычаи горцев отличались жестокостью и дикостью. Сюда прибывали преступники с других земель и гостеприимно принимались.
Слова, которыми отзывался генерал Ермолов о чеченцах, могут сегодня показаться обидными представителям этого народа. Методы наведения порядка и законности в наши дни представляются неприменимыми в силу их крайней жестокости. Однако при оценке этой незаурядной личности следует учитывать многие аспекты: как внешнеполитические, так и исторические.
Образ жизни, сформировавшийся в Чечне по состоянию на начало XIX века, не позволял надеяться на возможность ее мирного сосуществования с государствами, в которых действовало сколь бы то ни было цивилизованное законодательство. Южная граница Российской империи находилась под постоянной угрозой со стороны Персии и в первую очередь Турции. Наличие территорий, на которых процветало грабительство, вызывало обеспокоенность Александра I, однако следует предположить, что и в случае их захвата южными соседями они неизбежно столкнулись бы с необходимостью наводить в них порядок, причем, скорее всего, более жестокими способами.
Какое мнение мог иметь генерал Ермолов о чеченцах? В своем письме Александру I он называет их «всякой мерзостью», а земли, населяемые ими, определяет в качестве «гнезда всех разбойников». При этом, приступив к выполнению обязанностей управляющего губернией, этот боевой генерал потрудился изучить обычаи и нравы народа, с которым предстояло воевать. Результатом этих изысканий стало знание структуры управления противника и механизма принятия решений, что оказалось впоследствии очень важным.
То, что узнал генерал Ермолов о чеченцах, позволило ему сделать вывод о нецелесообразности ведения переговоров. Любые уступки, выплата выкупов за аманатов и всякие жесты доброй воли оказывались совершенно бесполезными, более того, они были вредны, поскольку воспринимались лишь как проявление слабости. Ответом стал захват в заложники местных духовных лидеров и ультимативные требования сложить оружие. Несколько показательных расправ, сопровождаемых обоюдным жестоким кровопролитием, показали, что слова генерала не расходятся с делом.
При всей ненависти, которую горцы испытывали к Ермолову (а его именем даже пугали детей), он пользовался у них определенным авторитетом и уважением. В 1825 году генерал Греков (которого поэт и дипломат А.С. Грибоедов называл "грабителем") своим бессмысленным зверством спровоцировал мятеж. Подавить восстание смог лишь генерал Ермолов. О чеченцах он знал достаточно, чтобы понимать их национальную психологию, что и позволяло ему чередовать жесткость с великодушием, а это горцы ценили. Многое сделано им для просвещения местного населения, для привнесения культурных обычаев в быт и отношения.
Был ли кровавым колонизатором генерал Ермолов? Цитаты, надерганные из его писем, не дают объективного представления об отношении с местным населением. Достаточно упомянуть о том, что три его сына, рожденные от жен-черкесок, носили, помимо христианских, также и мусульманские имена (Бахтиар, Алляхар и Омар). Признавая храбрость чеченцев и их высокие боевые качества, он многое сделал для того, чтобы привлекать горцев к царевой службе.
В конечном счете именно жесткая политика на Кавказе парадоксальным образом создала условия для выживания целых народов. Были поставлены преграды для самоубийственных обычаев кровной мести и междоусобиц, на долгое время прекращена война.
Первым, с кем захотел увидеться в Санкт-Петербурге плененный Шамиль, был генерал Ермолов.
Тогда имам Шамиль позвал одного из мусульман и попросил снять башмак и носки и показать ногу генералу – нога мусульманина блестела от пятикратного омовения. Тогда имам подозвал русского солдата и попросил его сделать то же самое. Нога солдата была грязной и воняла на расстоянии.
Имам спросил: «Так вы с этой культурой к нам пришли?!»
пискнуть боитесь...