Михаил Иванович Глинка - выдающийся русский композитор, основоположник русской классической музыки. Его произведения положили начало новой эпохе в истории отечественной культуры.
Глинка родился в 1804 году в дворянской семье. С детства проявлял музыкальные способности, брал уроки игры на фортепиано и скрипке. В 1822 году окончил Благородный пансион в Санкт-Петербурге, где познакомился с Пушкиным.
Далее в статье подробно рассказывается биография Глинки, анализируются его произведения, оценивается значение для русской культуры.
Детство и юность Михаила Глинки
Михаил Иванович Глинка родился 1 июня 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в дворянской семье. Его отец, Иван Николаевич Глинка, был отставным капитаном, мать, Евгения Андреевна, происходила из дворянского рода Земельков. С раннего детства Михаила воспитывала бабушка по отцу Фекла Александровна. Она сумела привить внуку любовь к музыке и стремление к творчеству.
В 6 лет Михаил начал обучаться игре на фортепиано и скрипке. Его первой учительницей стала приглашенная из Санкт-Петербурга гувернантка Варвара Кламмер. У мальчика рано проявился музыкальный талант, он легко запоминал мелодии и импровизировал.
В 1817 году Глинку отдали в Благородный пансион при Главном педагогическом институте в Санкт-Петербурге. Там он брал частные уроки фортепиано и композиции. Среди его учителей были известные музыканты того времени Джон Филд и Карл Цейнер. В пансионе Глинка познакомился с А.С. Пушкиным, который навещал своего младшего брата.
После окончания пансиона в 1822 году Глинка продолжил музыкальное образование, посещая концерты и музицируя в домах знати. Он пробовал сочинять музыку в разных жанрах - вариации для фортепиано, романсы на стихи Пушкина, Баратынского. В 1823 году вместе с родственником отправился в путешествие на Кавказ, где познакомился с местным фольклором.
В 1824-1828 годах работал помощником секретаря в Главном управлении путей сообщения. В декабре 1825 года стал свидетелем восстания декабристов в Петербурге. В 1829 году Глинка издал сборник романсов «Лирический альбом», куда вошли и его собственные произведения. В 1830 году он отправился в путешествие по Европе, побывав в Германии и Италии. За границей продолжил музыкальное образование, написал несколько камерных сочинений.
Глинка и декабристы
В 1820-е годы Михаил Глинка вращался в кругу передовой молодежи, среди которой было немало будущих декабристов. Его гувернером в пансионе был поэт Вильгельм Кюхельбекер, брат декабриста. Глинка дружил с Кондратием Рылеевым, Александром Бестужевым, Александром Одоевским.
В 1825 году Глинка стал свидетелем исторических событий на Сенатской площади в Петербурге. Он записал в дневнике свои впечатления от выступления декабристов и обращения к ним Николая I со словами «Дети, дети, разойдитесь!». Глинка был потрясен проявленным милосердием императора.
Хотя сам композитор не разделял радикальных взглядов декабристов, его тесное общение с ними не могло пройти бесследно. Декабристские идеалы свободы, справедливости, борьбы с самодержавием отразились впоследствии в творчестве Глинки.
Особенно ярко эти мотивы звучат в опере «Жизнь за царя». Герой оперы Иван Сусанин жертвует собой ради спасения жизни царя Михаила Романова. Но еще в большей степени он руководствуется любовью к родине, стремлением оградить ее от врагов.
Таким образом, опосредованно через свои произведения Глинка пронес идеи декабристов через всю свою жизнь. Его музыка стала выражением стремления к свободе для всего русского народа.
Учеба музыке в Италии и Германии
В 1830 году Михаил Глинка отправился в первое большое заграничное путешествие. Его целью было продолжить музыкальное образование в европейских столицах искусства. По пути в Италию он остановился в Германии, где познакомился с местной музыкальной культурой.
Прибыв осенью в Милан, Глинка погрузился в атмосферу итальянской оперы. Он посещал спектакли в La Scala, встречался с композиторами Беллини и Доницетти, изучал особенности бельканто. Под влиянием услышанного Глинка написал несколько произведений в итальянском стиле.
Однако более всего его увлекла камерная музыка. В Италии он сочинил Секстет для фортепиано, струнных и духовых и Патетическое трио. Эти сочинения отличались глубиной, драматизмом, яркими национальными чертами. Глинка активно искал пути соединения русских и европейских традиций в музыке.
В 1833 году композитор перебрался в Берлин. Там он брал уроки полифонии и инструментовки у немецкого теоретика Зигфрида Дена. Немецкая школа отличалась строгостью и основательностью, Глинка овладел всеми секретами музыкального ремесла.
Однако строгие правила несколько сковывали его творческую фантазию. В письмах Глинка жаловался, что немецкие профессора преподают «алгебру» вместо «поэзии» музыки. Тем не менее стажировка в Германии дала ему прекрасную профессиональную базу.
Во время заграничного путешествия 1830-х годов Глинка окончательно сформировался как композитор. Он соединил в своем творчестве достижения русской, итальянской и немецкой школ. Это стало залогом создания им первой русской национальной оперы и зарождения отечественной классической музыки.
Создание оперы «Жизнь за царя»
После возвращения из-за границы в 1834 году Глинка полон решимости создать первую русскую национальную оперу. Он долго искал подходящий сюжет и по совету В.А. Жуковского остановил свой выбор на истории Ивана Сусанина.
Этот крестьянин в Смутное время спас жизнь юного Михаила Романова, будущего основателя династии. Сусанин завел польских интервентов в болота, где и погиб сам. Его подвиг стал символом преданности и самопожертвования ради России.
В 1835 году Глинка женился на Марии Ивановой и вскоре уехал с ней в имение Новоспасское, где приступил к работе. Он тщательно изучал народные песни, былины, привлекал фольклорные мотивы.
К 1836 году опера была завершена, однако дирекция императорских театров не спешила ставить ее на сцене. Глинке пришлось преодолеть сопротивление чиновников от искусства, прежде чем опера была поставлена.
Премьера «Жизни за царя» состоялась в ноябре 1836 года в Петербурге. Успех превзошел все ожидания. Зрители аплодировали автору и исполнителям, кричали «Браво!», вызывали музыкантов на бис. Так родилась первая русская классическая опера.
«Жизнь за царя» заложила основы русской композиторской школы. Глинка сумел органично соединить европейскую технику письма с народными песенными истоками. Его музыка стала по-настоящему национальной и самобытной. Этот опыт вдохновил последующие поколения русских композиторов.
Руководство Придворной певческой капеллой
После грандиозного успеха оперы «Жизнь за царя» карьера Глинки пошла в гору. В 1837 году он был назначен руководителем Придворной певческой капеллы - элитного музыкального коллектива, обслуживавшего церемонии при дворе.
Этот пост давал Глинке возможность реформировать капеллу, привлекать новых музыкантов, ставить интересный репертуар. Однако вскоре композитор столкнулся с косностью и рутиной придворной системы.
Певчие не желали разучивать новые произведения, предпочитая исполнять привычные церковные песнопения. Чиновники препятствовали репетициям и концертам. Глинка писал друзьям, что чувствует себя «в клетке».
В 1839 году он подал в отставку с поста руководителя капеллы. Тем не менее, эти два года не прошли даром - Глинка сумел привлечь в капеллу талантливых певцов, таких как Семен Гулак-Артемовский, будущий известный композитор.
Кроме того, работа с вокалистами дала Глинке бесценный опыт. Он много экспериментировал, оттачивая свой стиль письма для голоса, создавая уникальную русскую вокальную школу.
Любовная связь с Екатериной Керн
В 1839 году в жизни Глинки произошло важное событие - он познакомился с Екатериной Керн, дочерью знаменитой красавицы Анны Керн. Между композитором, которому было 35 лет, и 18-летней Екатериной вспыхнул бурный роман.
Глинка оставил ради нее семью, хотя оформить развод с женой Марией Ивановой оказалось непросто. Керн забеременела, но аборт и последующая болезнь едва не стоили ей жизни.
Несмотря на драматичные перипетии, Глинка был очарован Керн и посвятил ей ряд романсов, в том числе знаменитое «Я помню чудное мгновенье» на слова Пушкина. Образ возлюбленной вдохновил композитора на создание лирических шедевров.
Однако со временем страсть угасла. После неудавшейся попытки совместной поездки за границу в 1844 году их пути разошлись. Тем не менее, эта связь оставила глубокий след в судьбе и творчестве великого русского композитора.
Премьера оперы «Руслан и Людмила»
В 1837 году, еще не имея готового либретто, Глинка приступил к работе над новой оперой «Руслан и Людмила» на сюжет поэмы Пушкина. Он надеялся получить указания от самого поэта, но его внезапная гибель расстроила эти планы.
Пришлось обращаться к посредственным стихотворцам, чтобы создать либретто. Это отрицательно сказалось на качестве текста оперы, хотя музыка Глинки по-прежнему была блестящей.
Премьера оперы состоялась в декабре 1842 года, ровно через 6 лет после «Жизни за царя». Критики на этот раз отнеслись к произведению более сдержанно, упрекая композитора в подражании западным образцам.
Тем не менее, «Руслан и Людмила» имела большой успех у публики. Яркие мелодии, красочное оркестровое звучание, восточный колорит - в этой опере Глинка предстал подлинно русским национальным композитором.
Поездка в Испанию и создание испанских увертюр
В 1844 году, тяжело переживая критику своей новой оперы «Руслан и Людмила», Михаил Иванович предпринял новое длительное заграничное путешествие. На этот раз он поехал во Францию, а затем в Испанию.
В Испании Глинка изучал традиционную культуру, нравы и язык испанского народа, записывал фольклорные мелодии. Творческим результатом этой поездки явились две симфонические увертюры на испанские народные темы:
- «Арагонская хота», написанная осенью 1845 года.
- «Воспоминание о летней ночи в Мадриде», созданная в 1848 году уже после возвращения Глинки в Россию.
Эти увертюры продемонстрировали влияние испанского музыкального фольклора на творчество композитора. В них органично сочетаются русская манера письма и колоритный испанский стиль.
Написание симфонической фантазии «Камаринская»
В 1848 году Глинке было отказано в заграничном паспорте, и он остановился в Варшаве. Здесь композитор написал симфоническую фантазию «Камаринская» на темы двух русских народных песен – свадебной лирической «Из-за гор, гор высоких» и бойкой плясовой.
В этом произведении Глинка утвердил новый тип симфонической музыки и заложил основы ее дальнейшего развития. Он умело создал необычайно смелое сочетание различных ритмов, характеров и настроений. По словам Петра Ильича Чайковского, вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в желуде, заключена в симфонической фантазии "Камаринская".
Уже в самом начале «Камаринской» звучит тема русской свадебной песни «Из-за гор, гор высоких» в медленном лирическом изложении. Эта тема придает всей фантазии светлый, радостный характер. Затем появляется вторая тема – задорная русская плясовая. Обе темы развиваются попеременно, то сближаясь, то отдаляясь друг от друга.
В разделе репризы композитор вновь возвращается к первой теме, проводя ее теперь в торжественном, приподнятом духе. В конце произведения обе темы звучат вместе, сливаясь в мощной кульминации. Таким образом достигается ощущение радостного праздника и ликования.
«Камаринская» ознаменовала новый этап в развитии русской симфонической музыки. В этой фантазии Глинка впервые соединил воедино две контрастные народные темы, придав произведению яркий национальный колорит. Кроме того, композитор расширил тематизм симфонической музыки за счет введения подлинных народных напевов и использования их в качестве основы для развертывания музыкального действия.
«Камаринская» оказала большое влияние на последующее развитие русской симфонической школы. Ее отголоски можно услышать в произведениях П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского. Так, например, тема «Из-за гор, гор высоких» цитируется в увертюре-фантазии «Ромео и Джульетта» Чайковского.
Преподавательская деятельность в Петербурге
В 1851 году Глинка вернулся в Санкт-Петербург. Здесь он занимался преподаванием пения, готовил оперные партии и камерный репертуар с такими известными певцами как Н.К. Иванов, О.А. Петров, А.Я. Петрова-Воробьева, А.П. Лодий, Д.М. Леонова.
Под непосредственным влиянием Глинки в эти годы складывалась русская вокальная школа. Композитор уделял огромное внимание работе над певческим дыханием, кантиленой, чистотой интонации. Глинка учил певцов правильно формировать гласные, добиваться их округлости и полетности.
Среди учеников Глинки были и будущие известные композиторы. Частым гостем на Эртелевом переулке бывал А.С. Даргомыжский. Приезжал к Глинке и молодой А.Н. Серов, который в 1852 году записал «Заметки об инструментовке» композитора.
Таким образом, в последние годы жизни Глинка внес большой вклад в становление русской вокальной школы и воспитание нового поколения композиторов. Его педагогическая деятельность сыграла важную роль в дальнейшем развитии отечественной музыкальной культуры.
Последние годы жизни
В мае 1854 года, после двухлетнего пребывания в Париже, Глинка вернулся в Россию. Он провел лето в Царском Селе, а осенью перебрался обратно в Петербург на Эртелев переулок.
В эти годы Глинка работал над мемуарами, получившими название «Записки». Они были изданы уже после его смерти, в 1870 году.
Кроме того, в последние годы жизни композитор обратился к духовной музыке. В 1856 году им были написаны «Ектения» и хоровое произведение «Да исправится молитва моя» на церковнославянские тексты. Это свидетельствовало о новом этапе в творчестве Глинки, связанном с обращением к традициям знаменного распева.
Летом 1856 года по настоянию врачей Глинка уехал на лечение за границу. Он остановился в Берлине, где прожил последние месяцы жизни, занимаясь изучением полифонии у композиторов эпохи Возрождения.
К сожалению, недуг прогрессировал. 15 февраля 1857 года Михаил Иванович Глинка скончался от обострившейся болезни печени. Первоначально он был похоронен в Берлине на лютеранском кладбище.
Однако уже в мае 1857 года по настоянию сестры Людмилы Ивановны прах композитора был перевезен в Санкт-Петербург и с воинскими почестями перезахоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Так исполнилось последнее желание великого русского композитора упокоиться на родной земле.
Смерть Глинки и перезахоронение в Петербурге
15 февраля 1857 года в Берлине на 63-м году жизни скончался великий русский композитор Михаил Иванович Глинка. Причиной смерти стало обострение хронического заболевания печени.
Первоначально Глинка был похоронен в Берлине на лютеранском Троицком кладбище. Однако уже в мае 1857 года по настоянию его сестры Людмилы Ивановны прах композитора был вывезен в Россию.
14 мая в Петербург торжественно доставили гроб с телом Глинки. Похороны музыканта превратились в грандиозное шествие, собравшее тысячи людей. За гробом великого композитора шли представители высшей знати, деятели культуры и науки, студенты, курсанты, простой люд.
По воле императора Александра II прах Глинки был перезахоронен в Александро-Невской лавре на Тихвинском кладбище рядом с могилами русских полководцев М.И. Кутузова и М.Б. Барклая-де-Толли. Над местом упокоения композитора была установлена скульптурная группа – фигура женщины, оплакивающей урну с прахом Глинки.
Так исполнилось последнее желание великого композитора упокоиться на родной земле рядом с выдающимися деятелями русской истории и культуры. А торжественные похороны Глинки еще раз продемонстрировали то огромное значение, которое его музыка имела для русского общества.
Памятники Глинке в России и Германии
В память о Михаиле Глинке в России и Германии установлен ряд памятников и мемориальных досок.
В Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, где похоронен композитор, в 1869 году был открыт памятник работы скульптора Ивана Горностаева. Он представляет собой скульптурную группу - фигуру женщины в трауре, склонившейся над урной с прахом Глинки.
В Москве у здания консерватории в 1954 году установлен памятник работы скульптора Владимира Домогацкого и архитектора Алексея Щусева. Глинка изображен сидящим в раздумье с нотной тетрадью в руках.
В Смоленске на здании музыкального училища, носящего имя Глинки, в 1957 году открыт барельеф работы Льва Кербеля.
Кроме того, бюсты и памятники Глинке установлены во многих городах России, в том числе в Ростове-на-Дону, Владимире, Туле.
В Германии в 1947 году на русском православном кладбище в Берлине по инициативе советской военной администрации был открыт мемориал Глинке, включающий перенесенную сюда надгробную плиту с могилы композитора на Троицком кладбище, а также воздвигнутый памятник в виде стелы с бюстом.
Значение творчества Глинки для русской музыки
Творчество Михаила Ивановича Глинки оказало огромное влияние на развитие русской музыки. Его оперы "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила" заложили основы русской национальной оперы. Глинка сумел передать в своей музыке национальный колорит, использовав русский и славянский фольклор.
Произведения Глинки повлияли на таких композиторов, как Даргомыжский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин, Чайковский. Именно после Глинки русская музыка получила мировое признание и стала в один ряд с музыкой европейских стран.
Сам Глинка стал основоположником русской музыкальной классики. Его романсы, оперы и симфонические произведения принесли ему славу первого национального композитора. По словам Стасова, он сделал для музыки то же, что Пушкин для русской литературы. Значение Глинки для развития профессиональной русской музыки невозможно переоценить.