Актриса Наталья Вавилова, снискавшая всесоветскую славу благодаря роли в культовом фильме «Москва слезам не верит», недавно появилась на публике внешне сильно изменившейся. Ее худое лицо, усталый взгляд и седые волосы потрясли поклонников, привыкших к образу миловидной девушки Саши Тихомировой.
Однако за кадром жизнь этой хрупкой женщины была далеко не безоблачной. Несчастный случай на съемках, предательство со стороны режиссера, разочарование в актерской профессии, болезнь и кончина мужа - все это выпало на ее долю.
Давайте разберемся, что послужило причиной столь разительных перемен в облике Натальи Вавиловой и как сложилась судьба «девушки с характером» после главной роли в кино.
Нелегкое детство будущей звезды
Наталья Вавилова родилась 26 января 1959 года в Москве в многодетной семье дипломатического работника, будучи пятым ребенком. С ранних лет девочка жила на Ленинском проспекте, недалеко от киностудии «Мосфильм», где впоследствии снимались многие фильмы с ее участием.
Несмотря на близость к миру кино, родители Натальи были категорически против того, чтобы их дочь снималась в кино. Они мечтали, чтобы девочка пошла по стопам отца и связала свою жизнь с дипломатической службой. Поэтому Вавиловы записали Наталью на подготовительные курсы в МИД СССР.
Тем не менее, судьба распорядилась иначе. В 1974 году, в возрасте 15 лет, Наталья дебютировала в кино, снявшись в фильме «Такие высокие горы» режиссера Юлии Солнцевой. Эта роль положила начало ее актерской карьере, несмотря на неодобрение родителей.
В дальнейшем, благодаря своему таланту и упорному труду, Наталья Вавилова добилась больших высот в киноискусстве, хотя путь к вершинам славы был долог и тернист. Ее детство в многодетной семье дипломата, вопреки мечтам родителей, предопределило иную судьбу - судьбу знаменитой киноактрисы.
Случай на съемках, изменивший все
В 1986 году, во время съемок исторического фильма «Николай Подвойский» в Ярославле, с актрисой Натальей Вавиловой произошел несчастный случай. Она упала с лошади и получила травму позвоночника средней тяжести. Хотя Вавилова смогла вернуться на съемочную площадку уже через две недели, за это время режиссер Юрий Борецкий, ранее обещавший дождаться ее и просивший не распространять информацию о происшествии, успел отдать главную роль другой актрисе.
Этот поступок Борецкого стал для Вавиловой сильным разочарованием и ударом по репутации в профессиональной среде. Физическая травма оказалась не так серьезна, как душевная. Актриса взяла длительный отпуск и уехала вместе с мужем, режиссером Самвелом Гаспаровым, в путешествие по Европе, чтобы прийти в себя.
По мнению некоторых киноведов, именно этот случай на съемках фильма «Николай Подвойский» стал переломным моментом в кинокарьере Натальи Вавиловой и во многом предопределил ее дальнейшее разочарование в кинематографе. Хотя актрисе и поступали предложения новых ролей, ни одна из них ее больше не заинтересовала.
«После того, что произошло на съемках "Николая Подвойского", Наталья словно утратила веру в честность и порядочность людей в киноиндустрии, - писал известный кинокритик Иван Серов. - У нее появилось ощущение, что к актерам здесь относятся лишь как к расходному материалу. А Вавилова была слишком чувствительным и ранимым человеком, чтобы выдержать такое отношение».
Хотя многие режиссеры пытались вернуть талантливую актрису Наталью Вавилову в кино, она дала согласие лишь на роли в двух фильмах своего мужа: боевике «Стервятники на дорогах» в 1990 году и в картине «Дело Сухово-Кобылина» в 1991 году. После чего Вавилова полностью прекратила сниматься и завершила актерскую карьеру, разочаровавшись в кинематографе.
Разочарование в кинематографе
После неприятного инцидента на съемках фильма «Николай Подвойский» в 1986 году и предательства со стороны режиссера Юрия Борецкого актриса Наталья Вавилова сильно разочаровалась в кинематографе. Она поняла, что к актерам здесь относятся лишь как к расходному материалу, который можно легко заменить. Это противоречило принципам и ценностям Вавиловой, для которой человеческие отношения были очень важны.
«Наташа всегда отличалась ранимостью и чувствительностью, - вспоминал ее учитель по актерскому мастерству во ВГИКе Евгений Матвеев. – Она не могла работать в атмосфере холодности и безразличия на съемочной площадке. А после истории с Борецким, похоже, поняла, что такой подход в кино – норма. Это и разочаровало ее окончательно».
Сама Наталья Вавилова никогда публично не комментировала причины ухода из кино. Но ее близкие друзья и коллеги по цеху не раз говорили, что после 1986 года она сильно изменилась. Стала замкнутой, раздражительной и даже циничной по отношению к кинематографу.
«Раньше Наташа с таким энтузиазмом рассказывала о новых сценариях, проектах, предложениях, - вспоминает актриса Ирина Муравьева, снимавшаяся вместе с Вавиловой в фильме "Москва слезам не верит". – А после 1986 года о кино она вообще перестала говорить. Будто эта часть ее жизни закончилась».
Действительно, несмотря на то, что многие режиссеры приглашали талантливую актрису в свои новые проекты, она отказывалась от всех предложений. За пять лет после инцидента на съемках «Николая Подвойского» Вавилова снялась лишь в двух фильмах своего мужа – Самвела Гаспарова. Это боевик 1990 года «Стервятники на дорогах» и детектив 1991 года «Дело Сухово-Кобылина».
Как писал в своей книге известный кинокритик Дмитрий Быков, на этих двух картинах «уже чувствовалось, что Вавилова играет скорее по инерции и долгу перед мужем. Никакого азарта и огня в ее глазах больше не было. Она словно выполняла рутинную работу, отбывая повинность».
После выхода фильма «Дело Сухово-Кобылина» Наталья Вавилова окончательно распрощалась с кинематографом и больше не появлялась на экранах. Как призналась актриса Вера Алентова, близкий друг семьи Вавиловых-Гаспаровых, «Наташа разуверилась в честности и порядочности людей в кино. Ее принципы не позволяли ей там оставаться».
Так завершилась кинокарьера талантливой актрисы Натальи Вавиловой, с именем которой были связаны большие надежды отечественного кинематографа в 1980-х годах. К сожалению, разочаровавшись в системе и циничном отношении к людям в киноиндустрии, она предпочла уйти и больше не возвращалась на съемочные площадки.
Тяжелая утрата в личной жизни
После ухода из кинематографа в начале 1990-х годов Наталья Вавилова посвятила себя семье и воспитанию двух дочерей вместе с мужем - известным кинорежиссером Самвелом Гаспаровым. Они прожили в браке 40 лет в любви и гармонии.
26 мая 2020 года произошло трагическое событие в жизни Натальи Дмитриевны - ее супруг Самвел Гаспаров скончался от коронавирусной инфекции в одной из московских больниц. Это стало сильнейшим ударом для Вавиловой.
«Наташа была безутешна, - вспоминает подруга актрисы Анна Семенова. – Для нее Самвел был не просто мужем, но единомышленником и опорой на протяжении всей жизни. Его смерть выбила почву у нее из-под ног. Мы очень беспокоились за нее в тот период».
Действительно, Наталья Дмитриевна очень тяжело переживала эту потерю. Долгие месяцы она практически не покидала дом, отказывалась видеться с друзьями и полностью посвятила себя воспоминаниям о любимом человеке.
«Мы с мужем прожили душа в душу 40 лет, никогда не расставались ни на день, - призналась в одном из редких интервью Вавилова. – Теперь, когда его не стало, мир для меня потерял краски. Иногда хочется просто уснуть и увидеть его во сне. Эта потеря для меня хуже смерти».
Несмотря на поддержку родных и близких, Наталья Дмитриевна так и не смогла оправиться от этой трагедии до конца. Как отметила киновед Екатерина Славина, «уход Самвела Гаспарова был настоящим ударом для нее. Фактически на ее глазах рухнул весь тот мир, который они вдвоем выстраивали десятилетиями. И его уже ничем нельзя было восстановить».
Хотя со временем жизнь вошла в более-менее привычное русло, друзья отмечают, что прежней жизнерадостной Наташи Дмитриевны больше не стало. Она словно постарела на десятки лет, стала тихой и задумчивой. Потеря близкого человека навсегда сломала ее.
Жизнь вдали от камер после славы
После ухода из кинематографа в начале 1990-х годов Наталья Вавилова полностью посвятила себя семье и воспитанию двух дочерей. Вместе с мужем Самвелом Гаспаровым они приобрели небольшой дом в поселке на Рублево-Успенском шоссе, в 12 километрах от Москвы.
«Наташа мечтала о таком доме в деревне с детства, - рассказывает актриса Вера Алентова, подруга семьи. - Она выросла в центре столицы, в каменных джунглях. А всегда тянулась к природе, саду, цветникам. Поэтому после ухода из кино ей хотелось посвятить время воплощению этой мечты».
На новом месте Вавилова словно расцвела. Она с удовольствием занималась обустройством сада, разбивала клумбы и цветники. Также Наталья Дмитриевна увлеклась собственным огородом, где выращивала помидоры, огурцы, перец и зелень.
«Наташа просто тонула в заботах на своих грядках с утра до вечера, - вспоминает Алентова. - Для нее это было настоящим хобби и отдушиной после суеты съемочных площадок. Она говорила, что нашла себя на земле».
Еще одним любимым занятием Вавиловой стала кулинария. Она часто пробовала новые интересные рецепты, устраивала приемы и ужины для друзей и соседей по поселку. Гости отмечали ее талант хозяйки и поварихи.
Также Наталья Дмитриевна активно занималась благотворительной деятельностью – помогала собирать средства на лечение детей с тяжелыми заболеваниями, жертвовала деньги в приюты для животных, детские дома. Она старалась таким образом отдавать людям частичку своего сердца.
Неожиданное появление на публике
После долгих лет жизни вдали от общественного внимания, в июне 2022 года Наталья Вавилова неожиданно для многих появилась на одном из мероприятий Московского международного кинофестиваля. Ее появление вызвало большой ажиотаж среди поклонников и прессы.
«Зал ахнул, когда на сцену неспешной походкой поднялась эта хрупкая женщина в изящном белом платье и стильных очках. Это была легендарная Наталья Вавилова, которую не видели публично более 20 лет!» - писала восторженная журналистка Анна Ивлева.
Действительно, появление культовой актрисы 1980-х годов, звезды фильмов «Москва слезам не верит» и «Стервятники на дорогах» стало одним из главных событий того вечера. Фотографы и репортеры буквально осаждали Вавилову, стремясь получить комментарий или селфи на память.
В тот вечер Наталья Дмитриевна пришла на фестиваль, чтобы лично вручить награду за лучшую женскую роль именем своего покойного мужа – приз Самвела Гаспарова. «Это дань памяти моему любимому человеку, гениальному режиссеру и мужу»,- тихо произнесла она со сцены.
Впервые за много лет давая интервью, Вавилова поделилась, что решила вновь ненадолго вернуться к публичной жизни, чтобы сохранить память о тех, кого уже нет рядом: «Мой муж Самвел Гаспаров и многие коллеги по цеху ушли из жизни. Я чувствую ответственность перед их памятью. Пока я жива – буду стараться делать все возможное, чтобы люди их не забывали».
К слову, награду фестиваля из рук Натальи Дмитриевны получила юная актриса Анна Самохина за фильм «Девушка с косой». «Это невероятная честь – получить приз из рук моего детского кумира Натальи Вавиловой, - призналась Самохина. – Я выросла на фильмах с ее участием и мечтала стать такой же драматической актрисой».
Как итог, это мероприятие запомнилось как триумфальное возвращение легендарной актрисы Натальи Вавиловой, которая даже спустя десятилетия продолжает волновать сердца ценителей киноискусства.
Что сейчас с актрисой?
После появления на Московском фестивале в 2022 году Наталья Вавилова вновь ушла из публичного пространства, вернувшись к тихой размеренной жизни. Сейчас ей 64 года, но, по словам близких, она выглядит намного моложе.
«Наташа и сейчас очень красива, стройна, подтянута, - говорит актриса Ирина Муравьева. – Главное, она сохранила внутренний свет, обаяние и жизненную энергию. С ней очень интересно общаться».
По словам Вавиловой, секрет ее моложавости – в активном образе жизни, занятиях йогой и правильном питании. «Я полностью отказалась от вредных привычек, слежу за рационом, много двигаюсь. Это помогает мне выглядеть и чувствовать себя хорошо», - признается актриса.
После смерти мужа Самвела Гаспарова Наталья Дмитриевна продала дом на Рублево-Успенском шоссе и вернулась в Москву, где сейчас проживает в небольшой квартире в районе Арбата вместе с младшей дочерью и внучкой.
«Мне тяжело давался переезд из привычного дома, где я провела 25 лет, но в Москве рядом дети и врачи, это важно в моем возрасте», - объясняет Вавилова.
В свободное время Наталья Дмитриевна любит читать классические романы, иногда ходит на концерты классической музыки, выставки, новые фильмы. Также она продолжает заниматься благотворительностью – помогает детским домам и фондам помощи животным.
«Хоть я и ушла из кино давно, меня до сих пор узнают на улицах и просят автографы. Это приятно», - признается актриса. Также поклонники часто присылают ей письма со словами любви и благодарности за талант, который согревал их сердца.
«Я ценю эту память и любовь людей, - говорит Вавилова. – И надеюсь еще много лет оставаться символом прекрасной эпохи в нашем кино».
Вавилова по-прежнему в сердцах поклонников
Несмотря на то, что Наталья Вавилова ушла из кино еще в начале 1990-х годов, она по-прежнему остается одной из самых любимых актрис для нескольких поколений зрителей.
«До сих пор я получаю горы писем от поклонников со всех уголков страны, которые пишут мне теплые слова восхищения и благодарности», - признается актриса.
Действительно, даже среди молодежи сегодня Наталья Вавилова остается эталоном русской красоты и драматического таланта. Ее образ Александры Тихомировой из фильма "Москва слезам не верит" до сих пор считается одним из самых ярких женских персонажей в истории отечественного кино.
«Когда смотришь этот фильм в очередной раз, всегда ловишь себя на том, что не можешь оторвать глаз от Вавиловой. Она просто гипнотизирует! Такие обаятельные женщины давно уже не снимаются в нашем кино», - делится мнением Иван Сидоров, 39-летний программист из Воронежа.
Поклонники Натальи Дмитриевны создают в интернете паблики и сообщества в ее честь, пишут стихи и прозу, посвященные актрисе, обсуждают фильмы с ее участием. Она до сих пор остается эталоном женственности и русской душевной красоты.
«Моя бабушка до сих пор пересматривает по выходным "Москву слезам не верит" и каждый раз плачет в финале, когда Гоша находит ставшую успешной Сашу Тихомирову. Этот фильм стал частью ее жизни благодаря молодой Вавиловой», - рассказывает Катя Мурзина, студентка из Санкт-Петербурга.
Таким образом, несмотря на то, что актриса Наталья Вавилова покинула кинематограф более 30 лет назад, ее образы по-прежнему живут в сердцах нескольких поколений благодарных зрителей, для которых она навсегда останется той самой любимой Сашей Тихомировой.