Кто режиссер первого российского цветного фильма "Броненосец Потемкин"?

В истории мирового кинематографа существует целый ряд знаковых произведений, на многие годы и десятилетия вперёд определивших магистральные направления развития этого искусства. В первую очередь к их числу следует отнести фильм "Броненосец Потемкин" советского режиссёра Сергея Эйзенштейна. Фильм этот стал классикой не только отечественного, но и мирового кино.

Об авторе

Будущий режиссер первого российского цветного фильма "Броненосец Потемкин" появился на свет в 1898 году в Риге, в семье известного городского архитектора М.О. Эйзенштейна. В этом же городе будущий режиссёр получил среднее образование в реальном училище. На судьбу будущего классика мирового кинематографа несомненное влияние оказали такие увлечения детства, как рисование шаржей и карикатур, а также знакомство с основами профессиональной фотографии. Продолжил своё образование Сергей Эйзенштейн уже в столице Российской Империи, поступив в 1915 году в Петроградский инженерный институт.

режиссер первого российского цветного фильма броненосец потемкин

После революции

К искусству вообще и к кинематографу в частности, будущий режиссер первого российского цветного фильма "Броненосец Потемкин" пришёл далеко не сразу. Перед этим была служба в Красной армии на фронтах Гражданской войны и многочисленные путешествия по стране. Сергей Эйзенштейн был уже зрелым, сформировавшимся человеком, к тому времени , когда пришёл к знаменитому театральному деятелю Всеволоду Мейерхольду в Государственные высшие режиссёрские мастерские. Учёбу у знаменитого мастера он совмещал с работой художника-декоратора в театре Пролеткульта. Без этой школы театрального творчества режиссер первого российского цветного фильма не смог бы раскрыться во всей мере своего незаурядного дарования. А впереди его ожидала блестящая карьера одного из самых признанных в истории мирового кино режиссёров.

фильм броненосец потемкин

Из театра в кинематограф

В начале двадцатых годов театральный мир был вынужден разворачиваться к новому, до той поры человечеству неизвестному, искусству кино. И Сергей Эйзенштейн, который буквально через несколько лет станет известен всему миру как режиссер первого российского цветного фильма "Броненосец Потемкин", оказался на самом острие этого революционного переворота. Только что отгремели сражения Гражданской войны и в новой России, помимо прочего, начало создаваться новое кино. Сергей Эйзенштейн был среди его основателей. С первых же работ он заявил о себе как о зрелом , ни на кого не похожем мастере. Эйзенштейна характеризовало уникальное мышление экспрессивными зрительными образами, работа на крупных планах и неожиданных ракурсах. Фильмы этого автора невозможно было спутать с другими уже по одним только особенностям монтажа, от эпизода к эпизоду раскрывающим нарастающую динамику развития сюжета.

режиссер первого российского цветного фильма

Цикл фильмов о русской революции

В любом художественном творчестве всегда присутствует некоторый элемент случайности. Не всем известно о том, что режиссер первого российского цветного фильма "Броненосец Потемкин" изначально планировал снять нечто не совсем то, что принесло ему впоследствии мировую известность. Эйзенштейн планировал снять целый цикл фильмов, посвящённый важнейшим событиям русской революции. Он снимался с одобрения советского правительства и состоять должен был из семи частей. Уже была снята и с успехом демонстрировалась в кинотеатрах страны одна из частей цикла, "Стачка", когда автору свыше было предложено сконцентрировать свои усилия на событиях первой русской революции 1905 года.

режиссер фильма броненосец потемкин

В Одессе

Из всего вихря событий первой русской революции Эйзенштейн выбрал только один, по его мнению, самый яркий эпизод. Режиссер фильма "Броненосец Потемкин" снимал его в том городе, где двадцать лет назад происходили события, взятые им для сценария собственного фильма. В городе было множество людей, которые не просто были свидетелями всего происходящего в те дни, но и принимали во всём самое непосредственное участие. Они с радостью откликнулись на предложение автора принять участие в массовых сценах фильма. Участие одесситов в съёмках невозможно недооценить. Люди нередко выступали в качестве консультантов и смогли подсказать режиссёру множество верных решений тех или иных сцен. В большинство кинематографических учебников включён сегодня детальный анализ и покадровый разбор знаменитой сцены расстрела войсками восставшего народа на Потёмкинской лестнице.

режиссер броненосец потемкин цветной фильм

Бунт на броненосце

Множество непрофессиональных актёров участвовало и в массовых сценах на восставшем корабле. Глядя сегодня на эти старые кадры, остаётся только восхищаться тем, как эти совершенно далёкие и от театра, и от кинематографа люди с такой точностью смогли проникнуться замыслом, который стремился воплотить на экране режиссёр. "Броненосец Потемкин" уникален ещё и тем, что в роли восставшего народа в нем выступает не привлечённая массовка, а непосредственные участники революционных событий и Гражданской войны. И никто другой не смог бы быть столь убедительным в этой роли. Фильм держит в напряжении до последнего кадра и заставляет сопереживать и матросам восставшего "Броненосца Потёмкина", и гражданам Одессы, выступившим в их поддержку.

режиссер броненосец потемкин

Красный цвет

Сергей Эйзенштейн вошёл в историю мирового кино как автор первого цветного фильма. Следует понимать, что в это время не существовало даже звукового кинематографа. А технология цветной фотографии находилась в стадии теоретических разработок. Именно поэтому столь потрясающим было то, что сделал Эйзенштейн. Озарение посетило автора уже на стадии монтажа картины - взять и раскрасить вручную на киноплёнке флаг на восставшем броненосце. Невозможно недооценить всю важность одного гениального жеста - движения кисточки с красной краской, которое совершил режиссер. "Броненосец Потемкин" - цветной фильм. Первый в истории человечества. И не имеет значения, что цвет там только один и в одном эпизоде. Резонанс от одного движения кисточки был всемирного масштаба. Фильм увидели не только в Советском Союзе. "Броненосец Потемкин" с бешенным успехом демонстрировался во всём мире и по многочисленным опросам был признан одним из самых выдающихся произведений мирового кинематографа. Советский режиссёр Сергей Эйзенштейн ещё в двадцатых годах создал тот кинематографический язык, который станет столь востребованным в последующие десятилетия - особый нарастающий ритм сменяющихся кадров, крупные контрастные планы, резкие неожиданные ракурсы съёмки. Сегодня это широко распространённый стиль так называемого "клипового" мышления. И многие из тех, кто активно использует его, даже не подозревают о том, что изобрёл все эти приёмы не кто иной, как автор знаменитого фильма "Броненосец Потемкин" Сергей Михайлович Эйзенштейн.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.