Северная столица нашей страны – великолепный Санкт-Петербург – во все времена славился своими архитектурными памятниками, роскошными дворцами, красивейшими фонтанами и, конечно же, уникальными мостами. Тысячи туристов каждый год посещают этот город, чтобы своими глазами увидеть великолепие, описанное классиками литературы.
Дворцовый мост в Санкт-Петербурге соединяет центр города с Васильевским островом. Это достопримечательность города, которую всегда посещают туристы. Уже много лет разведенный Дворцовый моста на фоне Петропавловской крепости – визитная карточка северной столицы.
Немного истории
В 1880-х годах к местным властям Санкт-Петербурга обратились общественные организации с просьбой о замене устаревшего Дворцового плашкоутного моста. В то время Городская управа не стала сразу заниматься этим вопросом. Однако когда в тысяча восемьсот девяносто девятом году плакшоуты этого моста затонули – выбора не осталось. Необходимо было начинать строительство.
В тысяча девятьсот первом году объявили конкурс на самый лучший проект. В итоге, Городской думе пришлось рассмотреть двадцать семь вариантов. Ни один из них не был утвержден. Поэтому на следующий год решено было повторить конкурс. На этот раз лучший проект был выбран – им стала работа А. П. Пшеницкого. Несмотря на это, только в тысяча девятьсот одиннадцатом году был заключен договор с Коломенскими заводами на строительство моста. Работы начались еще через год. Дворцовый мост в Санкт-Петербурге был сдан в 1916 году. Его назвали в честь Зимнего Дворца. Надо отметить, что он был сдан без отделки. Существовали лишь временные деревянные ограждения и перила, которые заменили уже в советские времена, в 1939 году.
Фонари, настил, перила, которые можно увидеть сегодня, были установлены в 1970 году. С 1918 года мост назывался Республиканским. Однако в 1944 году, в тяжелейшее время, ему вернули прежнее название.
Планы по оформлению
Вначале Дворцовый мост в Санкт-Петербурге задумывался как произведение высокого художественного уровня, которое должно было объединять художественные ансамбли двух различных островов в один комплекс. В первом проекте моста предусматривались перила со сложным рисунком, восемь фонарей с декоративной ковкой, четыре фонаря-маяка, а также скульптурные группы. Как известно, такой проект не был одобрен властями. Было решено использовать более экономный вариант. Но и он не был осуществлен. Началась война, и мост открыли незавершенным.
Конструкция моста
Это сложное сооружение, состоящее из пяти пролетов. Центральный из них разводится. Он покрыт трехшарниковой аркой. Остальные снабжены сквозными фермами. Мост разводится благодаря крыльям центрального пролета, имеющим противовесы. Разводной механизм моста имеет многотонные противовесы (2800 тонн), крупные шестерни – некоторые из них работают с момента открытия моста, моторы.
Каждый пролет, который поднимается, весит около семисот тонн. Опоры опущены в воду на 25 метров. Дворцовый мост в Санкт-Петербурге имеет длину 250 метров, его проезжая часть – 28 метров.
Ошибки проекта
Сегодня специалисты считают, что опытный инженер А. П. Пшеницкий, допустил явный просчет при проектировании. Мост наполовину закрывает такие значимые памятники истории, как Зоологический музей, Адмиралтейство, Стрелки Васильевского острова, Кунсткамеру. Многие специалисты считают, что Дворцовый мост 2014 года смотрится негармонично с панорамой современного города. Впечатляют лишь крылья моста, когда он разведен в ночное время.
Достоинства конструкции
Несмотря на тяжеловесность и некую помпезность сооружения, А. П. Пшеницкому удалось добиться поразительного эффекта – мост словно стелется по воде. Созданная гораздо позднее декоративная подсветка сделала его более эффектным и современным. Дворцовый мост включен в реестр памятников культуры и истории России.
Развод Дворцового моста
Сегодня это одна из самых часто посещаемых достопримечательностей великолепного города. Тысячи туристов устремляются сюда, чтобы сфотографироваться на фоне Петропавловской крепости или Эрмитажа. Здесь часто можно услышать на разных языках вопрос относительно того, во сколько разводят Дворцовый мост.
Главное действо происходит ночью. Развод Дворцового моста начинается в 1 час 25 минут по московскому времени. К этому моменту здесь собираются десятки лодок и маленьких корабликов с туристами, желающими увидеть эту завораживающую процедуру. В это время на Неве всегда многолюдно. Но уже через десять минут (1 час 35 минут) катера речной охраны разгоняют всех зрителей по малым рекам и каналам. Ведь именно в это время начинается движение больших сухогрузов по главному фарватеру. В 4 часа 55 минут возобновляется движение по мосту.
Требуется ли мосту реконструкция
По сведениям «Мостотреста», к две тысячи восьмому году Дворцовый мост стал требовать капитального ремонта. Несмотря на это, его реконструкция была отложена до строительства нового моста через Серный остров. Двадцать седьмого сентября две тысячи девятого года ночной развод моста был задержан на пятьдесят минут в связи с поломкой разводного механизма. Произошло это из-за «усталости металла» - последний раз мост ремонтировался в семидесятых годах.
Советы туристам
В 1997 году мост оборудован отличной подсветкой, поэтому все ваши фотографии будут очень эффектными. Если вы будете стоять напротив музея Эрмитаж, то в пролете разведенного моста вы увидите Кунсткамеру. А если стоять у Адмиралтейства, то вдалеке перед вами предстанет колокольня Петропавловской крепости.
Как добраться
Вам следует выйти на станции «Василеостровская», по Андреевскому бульвару пройти до Невы. Затем повернуть налево и пройти по Университетской набережной.
Проще пройти от станций метро «Невский проспект» или «Гостиный двор». Следует двигаться в направлении уменьшения нумерации домов. С октября 2012 года движение на мосту перекрыто в связи с капитальным ремонтом.
Если вам доведется побывать в северной столице, не забудьте включить в график своих экскурсий Дворцовый мост.