Слова crescendo и diminuendo, как большинство музыкальных терминов, имеют итальянское происхождение. «Крещендо» - это слово, обозначающее «усилить звук», «диминуэндо» – наоборот, «ослабить». Оба понятия относятся к категории средств музыкальной выразительности из раздела «Динамика».
Для чего необходимы изменения динамики?
Если бы музыканты исполняли всё одинаковым звуком, слушать их было бы малоинтересно. Усиление и ослабление звука используется для передачи различных эмоциональных состояний.
Для отражения радости, торжества, страсти, восторга, взволнованности, апофеоза борьбы принято употреблять нюанс форте (громко). Когда хотят передать нежность, грусть, меланхолию, покой, часто используют нюанс пиано (тихо).
Необходимость в крещендо и диминуэндо обычно возникает при переходе из одного состояния в другое. Крещендо может передавать постепенное нарастание взволнованности, увеличение накала чувств, напряжения эмоций либо эффект приближения чего-то.
С помощью этого нюанса в своей 7-й симфонии Шостакович изображает ужас приближающегося фашистского нашествия. Значение слова «крещендо» также хорошо иллюстрируется пьесой Мусоргского «Быдло» (цикл «Картинки с выставки»), где с помощью данного приема передаётся приближение телеги, запряжённой волами. Последующее ослабление звучности на диминуэндо создаёт эффект удаления повозки.
Изображение нюанса крещендо в нотах
Обычно оно изображается в нотах словом crescendo или сокращённо cresc. Кроме того, все, кто учится музыке, с детства знают: крещендо - это «вилочка» с расширением. Для изображения нюанса уменьшения силы звука используют слово diminuendo или dim. А также «вилочку» с противоположно направленным расширением.
Очень часто бывает необходимо, чтобы звук усиливался не резко, а постепенно. В этом случае рядом с нюансом crescendo добавляют ещё один итальянский музыкальный термин - poco a poco, что означает «мало-помалу».
Как создаётся усиление звука?
Как усилить звук в пении, каждый может себе представить. Примерно тот же самый механизм действует при усилении звука во время игры на духовых инструментах.
Все музыканты, играющие на инструментах струнно-смычковой группы, знают, что крещендо – это ускорение движения смычка без пережима струн.
Дирижёр оркестра, желая увеличить динамику звука, использует постепенное укрупнение жестов, разводя руки на более широкое расстояние, как бы наращивая зрительно объём охватываемого пространства.
При этом во всех перечисленных случаях вполне реально изменять силу звучания, оставаясь на одной-единственной ноте. То есть постепенно наращивать или убавлять звук, не изменяя высоты тона.
Применение crescendo и diminuendo на фортепиано происходит не так, как на других инструментах. Здесь всё намного сложнее, и есть свои тонкости.
Увеличение звука на клавишных инструментах
Механика клавишных инструментов, существовавших до появления фортепиано, не позволяла производить на них постепенное нарастание либо ослабление силы звука.
В конструкцию органов входили разнообразные рычаги для переключения регистров. Это давало разнообразие тембров и влияло на громкость.
Для увеличения динамики создавались дополнительные мануалы (клавиатуры), которые воспроизводили звуки с октавным удвоением, обогащавшим их обертонами и создававшим иллюзию изменения громкости.
Однако даже такие, не слишком значительные, градации могли возникнуть только внезапно, в то время как крещендо – это постепенное нарастание. Такое чудо стало возможным лишь с возникновением молоточкового механизма фортепиано.
На современном рояле можно воспроизвести огромное количество тембров и динамических градаций в зависимости от степени и качества прикосновения к клавишам. Однако есть и ограничения. Механика фортепиано устроена таким образом, что любое извлечение звука мгновенно вызывает его деградацию.
Затухание звука начинается тотчас же после его рождения, поэтому для создания иллюзии крещендо длительность нот должна быть такой, чтобы один звук не успевал затухнуть до взятия следующего.
На единственном же звуке или аккорде невозможно не только сделать крещендо, но и сохранить динамику на одном уровне. Неизбежное диминуэндо происходит «по умолчанию».
Есть лишь одна маленькая уловка: сразу после взятия аккорда или звука «подхватить» его правой педалью. Обогащение обертонами на короткое время создаст небольшую «вилочку» крещендо.
Однако не стоит огорчаться. У рояля достаточно преимуществ, чтобы он мог позволить себе эту маленькую слабость.