Авиастроение в нашей стране имеет глубокие корни и весьма славную историю. Тем обиднее наблюдать, как в настоящее время авиация России зачастую плотно зависит от зарубежных поставщиков. К счастью, в последнее время все же был взят давно ожидаемый курс на полное замещение импорта. Но сразу остро встала проблема создания собственного транспортного самолета.
До недавнего времени эта работа велась совместно с украинским КБ «Антонов», но вести с этим предприятиям дела становится все сложнее. В числе прочего, российских военных не устраивало отношение украинской стороны к поставкам и разработкам. Проще говоря, почти за десять лет «Антонов» так и не смог предложить ничего принципиально нового.
Вскоре после этого наше государство дало официальный старт собственной программе, результатом которой должен стать совершенно новый транспортный самолет отечественного производства Ил-476. Сейчас работы по его созданию в самом разгаре.
О модернизации и других аспектах
Известно, что основной костяк военной и гражданской транспортной авиации в нашей стране составлял старый Ил-76, который достался в наследство от СССР. Первый самолет этого класса штатно поднялся в воздух 5 мая 1973 года. Производство долгое время велось на Ташкентском авиастроительном заводе. История производства насчитывает порядка 40 лет. Всего успели собрать порядка тысячи таких машин, причем около сотни из них были отправлены на экспорт.
Но сегодняшние реалии предполагают создание во многом иной машины, более вместительной, с увеличенной дальностью полета. Собственно, еще в 1989 году, сразу после кампании в Афганистане, Советское руководство окончательно утвердилось во мнении о необходимости производства такого самолета. В общем-то, наладить выпуск модернизированных самолетов было вполне реально, так как приблизительно в то же время на заводе уже был налажен выпуск новых, экономичных двигателей ПС-90А. Но в то время в Ташкенте наладить их выпуск так и не удалось.
Замена важнейших систем
Так чем отличается новый ИЛ-476? Многим. Прежде всего, специалисты практически полностью заменили крыло. Были установлены новейшие двигатели ПС-90А-76. Их тяга составляет 14 500 кгс (в крейсерском режиме), а экономичность выше на 12–15%. Благодаря этому дальность полета удалось повысить сразу до пяти тысяч километров. А какой у ИЛ-476 расход топлива? Он составляет 0,59 кг/кгс*ч, что значительно меньше, чем у предшествующей машины.
Количество членов экипажа составляет пять человек. Грузоподъемность нового варианта оценивается в 60 тонн, что позволяет значительно сэкономить топливо и финансовые ресурсы, перевозя больше груза за меньшее количество рейсов.
В полет с комфортом!
В нашей стране новый Ил-476 стал первым военно-транспортным самолетом, который обеспечивает вменяемый уровень комфорта для экипажа в полете. Так, здесь имеется полноценный умывальник и туалет. Согласитесь, что при максимальной дальности перелета в пять тысяч километров, эти детали имеют немаловажное значение!
Туалетная комната размещена в специальном герметичном помещении, которое находится в носовом отсеке самолета. Объем встроенного бака для биологических отходов составляет 28 литров. В принципе этого должно хватать на один перелет, чтобы удовлетворять потребности всего экипажа и нескольких десантников. Так как в двухпалубной модификации Ил-476 (фото которого имеются в статье) может перевозить до полутора сотен десантников, могут быть установлены и два дополнительных бака на 80 литров каждый.
Непосредственно перед выброской пользование туалетной комнатой будет недоступно, так как по правилам в это время строго запрещено расстегивать крепления комбинезона. Зато при длительных перелетах (при военных учениях или проведении реальной боевой операции) важность этого нововведения переоценить сложно. В этом случае пользоваться туалетом можно будет все время полета за исключением периода набора высоты и посадки.
Хоть «туалетная» тематика и выглядит на первый вид несерьезно, ветераны ВДВ вспоминают, что порой терпеть приходилось сутками. На здоровье бойцов это зачастую отражалось крайне негативным образом, а потому инициатива отечественных авиастроителей в этой области достойна всяческих похвал.
Экология – прежде всего!
В соответствии с требованиями последних лет, большая работа была проведена в области снижения уровня шума и выброса вредных веществ в атмосферу. В результате Ил-476 соответствует всем последним стандартам ИКАО. Это сразу позволило «открыть небо» новым самолетам не только практически на всех внутренних линиях, но и на европейском направлении. Брюссель уже давно критиковал наши самолеты за высокий уровень шумового загрязнения, но сейчас эту проблему удалось полностью ликвидировать.
Как ни странно, но даже события 90-х годов в свое время смогли только затормозить развитие проекта, но не остановить его. В начале 2000-х годов новое Правительство постановило резко форсировать работы над новым самолетом. Уже в начале 2007 года начались подготовительные работы для начала серийного производства самолетов в Ульяновске.
Основные технические характеристики машины
Характеристика | Значение |
Дальность полета, километров | 5 000 |
«Потолок» высоты, метров | 9000-12000 |
Экипаж, человек | 5-6 |
Грузоподъемность, тонн | 60 |
Количество пассажиров (десантников в том числе), человек | 140-250 |
Максимальная скорость, км/ч | 850 |
Длина самолета, метров | 46,6 |
Размах крыльев, метров | 50,5 |
Масса пустого самолета, тонн | 88,5 |
Максимальная взлетная масса, тонн | 210 (по факту – 195) |
Ближайшие планы
Планируется, что к 2020 году Министерство обороны получит не менее 39 новых самолетов Ил-476. В последнее время летчики говорят о том, что планируется постоянно проводить полеты на модернизированной машине Ил-76МД-90А, что позволит окончательно выявить и устранить все возможные недостатки в конструкции. Увы, но самолет Ил-476 до сих пор имеет некоторые проблемы, которые достались ему в наследство от предыдущей модели. До начала серийного производства их требуется выявить и устранить в обязательном порядке.
Поставки двигателей
Сообщается, что в настоящий момент к поставке уже готовятся не менее 156 двигателей ПС-90А-76, которые предназначены для установки на новые самолеты. Стоимость этого контракта (по данным прошлого года) превышает отметку в один миллиард американских долларов. Их планомерные поставки должны были начаться уже в прошлом году. Судя по всему, все прошло в точном соответствии с графиком.
Разработка и сборка двигателей проводилась на Пермском моторостроительном заводе, который едва ли не со дня своего основания сотрудничает с авиационной промышленностью и армейскими структурами. Проще говоря, этот производитель прекрасно осведомлен о тех специфических условиях, которые должна стойко выдерживать вся его продукция.
Устойчивость и управляемость!
Следует знать, что предшественник новой машины, самолет Ил-76МД-90А, впервые поднялся в воздух только два года назад. В кабине находился опытнейший экипаж, командовал которым Герой России Николай Куимов. В воздухе самолет находился ровно 1 час 55 минут. Командир признал, что новая машина отличается прекрасной курсовой устойчивостью, к ее управляемости не возникло абсолютно никаких претензий.
В октябре того же года самолет впервые был продемонстрирован Президенту России, В.В. Путину. В тот же день и был подписан крупнейший на то время контракт между производителем и Министерством обороны, по условиям которого до 2020 года армия должна получить ровно 39 самолетов Ил-476, характеристики которых весьма впечатлили военных. Стоимость контракта составила ровно 140 миллиардов рублей. Немалый подарок для отечественной промышленности, которую власть в предыдущие годы не баловала крупными заказами!
Первые полетные испытания
Впервые самолет Ил-476 прошел полномасштабные летные испытания в прошлом году. По их результатам машина была признана полностью соответствующей всем требованиям заказчика. Дальнейшие испытания и доводка проводятся на полигоне, принадлежащем «Илу». Летом 2013 года новый флагман отечественной грузовой авиации в первый раз предстал перед зарубежными заказчиками. Произошло это на знаменитом авиасалоне МАКС.
В июне прошлого года первый Ил-476, характеристики которого приводятся в данной статье, был наконец-то выкачен из ангара для сборки. Был проверен кессон крыла и центроплана на предмет их полной герметичности (при помощи топлива). После этого практически готовый самолет пошел на покраску. Вот на ней-то и стоит остановиться подробнее, так как данный процесс был серьезно адаптирован под новый российский самолет.
Сведения об окраске фюзеляжа
Дело в том, что впервые в истории российского авиастроения были использованы отечественные эмали ВЭ-69 и ВЭ-71 полиуретанового типа. Краска специально разрабатывалась целым научно-исследовательским институтом (авиационных материалов) специально для самолета Ил-476. Производство позволяет получать не глянцевую (традиционно используемый краситель), а матовую краску.
Она лучше распределяется по фюзеляжу, отличается повышенными свойствами в области защиты материала корпуса от агрессивных химических веществ. Кроме того, этот краситель практически не истирается. Так как транспортникам зачастую приходится летать в крайне сложных условиях, переоценить важность такого нововведения невозможно.
О «родословной»
Первый самолет не только получил раскраску, которая была одобрена в самом Министерстве Обороны, но и собственное имя «Ульяновск». Название города и герб специально были нанесены прямо на носовую часть машины. Всем последующим самолетам этой серии планируется присваивать имена тех великих людей, родиной которых являлась Ульяновская область.
Чем отличается от предшественника? Мнение летчика-испытателя
Новый самолет Ил-476, характеристики которого подробно расписываются в статье, предназначен как для перевозки самых разных грузов гражданского и военного назначения, так и для транспортировки десантного вооружения, включая самоходные машины и легкие БМП. Конструктивно предусмотрена возможность взять на борт в пределах полутора сотен человек личного состава.
Современное летное и навигационное оборудование («стеклянная кабина») позволяет резко снизить нагрузку на экипаж, значительно расширяет обзор и обеспечивает высокую безопасность полета. На рабочем месте штурмана имеется персональная индикационная панель, на которую выводятся наиболее важные полетные данные в режиме реального времени.
Олег Ганович, который является профессиональным летчиком-испытателем, так рассказывает об отличиях украинского транспортника Ан-70 и Ил-476: «При разбеге новые движки дают прекрасное ускорение, поразил также новый механизм реверса, благодаря которому после посадки скорость можно погасить намного быстрее. Понравились и новые индикаторы, показывающие скорость набора высоты… У летчиков и инженеров сейчас имеются собственные полетные индикаторы, которые помогают намного быстрее принимать решение даже в сложных ситуациях».
Упрощение работы
Проще говоря, новый транспортный самолет Ил-476 помогает своему экипажу быстрее получать и считывать летно-навигационную информацию. Пространственное положение самолета нового поколения можно быстро и практически без ошибок определить при любой погоде, при перелете над всеми типами местности. В предшествующей машине всем этим занимался исключительно штурман, нагрузка на которого порой возрастала непомерно.
Сейчас кабина Ил-476 (фото есть в статье) имеет столько индикаторов, что всю эту информацию может получить любой пилот, будучи лишенным необходимости отвлекаться на переговоры со штурманом.
Вся работа над отечественным самолетом была проведена исключительно в электронной форме, на новейшем компьютерном оборудовании и специальных программах. Все это позволило свести к минимуму вероятность конструкторских просчетов и ошибок. В общем-то, на старом оборудовании, которое все еще продолжает использоваться в отечественном авиастроении, многие новые детали к этому самолету спроектировать и произвести попросту нереально.Современное состояние завода-производителя
В настоящее время развитие предприятия «Авиастар-СП», на котором новый самолет и будет серийно производиться, идет огромными темпами. Сообщается, что на сегодняшний день в сборочных ангарах имеется не менее 13 машин на разных этапах сборки. Правительство поставило задачу довести выпуск минимум до 18 самолетов в год. Кроме неоднократно упомянутых 39 самолетов для нужд армии, военные хотят заказать еще не менее 50 машин.
Кроме того, интерес к новой технике проявили представители МЧС, которые уже планируют купить примерно шесть самолетов. Как сообщают представители завода, планируется закупка также некоторыми отделами МВД и ФСБ, а также рядом иностранных заказчиков.
Помимо этого, завод занимается комплектацией и ремонтом Ан-124-100 «Руслан», которых в нашей стране еще немало. В небольших количествах производятся самолеты Ту-204СМ. Планируется также развернуть на мощностях предприятия выпуск новых МС-21. Проще говоря, у завода на сегодняшний день заказов хватает. Радует, что большая часть из них будет укреплять обороноспособность нашей страны.