У каждого народа есть свои неповторимые традиции. Путешественники, приезжающие в Китай, нередко любуются красочными местными обычаями, национальной одеждой в неповторимом стиле, самобытными праздниками, необычной кулинарией, сочетающей сладкое и острое... Особое место в восточной культуре занимает китайский танец.
Культурные традиции Китая
Китайцы, как ни один другой народ, бережно относятся к своей национальной культуре: они почитают традиции предков и не стремятся заимствовать обычаи других народов. С древних времен до наших дней практически в неизменном виде дошли традиции приветствия, свадебные обряды, отношения в семье, церемония чаепития, иероглифы, специфическое звучание музыкальных инструментов, народный китайский танец. Удивительно, что быстрая модернизация страны практически не сказалась на ее традиционных позициях. Единство и сила нации - в ее великой культуре, благодаря сохранению которой миллиардное общество живет в стабильности и гармонии.
Китайские танцы
На территории Китая проживает множество этнических групп. Каждая из них имеет свой оттенок культурных традиций. Это относится и к танцевальному искусству. Однако в каждой провинции обязательно есть танец, в котором используется такой атрибут, как веер. Практически на каждом фестивале можно увидеть народный китайский танец с этим предметом. Танцоры в ярких красочных костюмах изящно двигаются, как в балете, подчёркивая свои движения миниатюрным опахалом. Празднично оформленный веер может складываться и раскрываться, делать большие взмахи и едва трепетать, переливаясь своими узорами, воздушной каймой по верхнему краю.
В наши дни танец с веерами исполняется как в национальных костюмах, так и в обычной одежде для студийной постановки. Ему можно учиться у друзей, в семейном кругу. Широко распространено обучение этому искусству в школах. Детский танец (китайский), по мнению родителей, должен научить подрастающее поколение уважать и беречь традиции своего народа. Этому придают такое большое значение, что часто танец с веерами входит в школьную программу.
По своей сути это не студийный номер, но больше семейная традиция, которая передается из поколения в поколение.
Разновидности действа
Существует две разновидности этого танца: гражданский и военный. Чаще всего можно наблюдать гражданскую форму исполнения. Она более плавная, грациозная, скользящая, движения участников направлены на выражение красоты, умиротворенности. Кроме создания необходимой композиции, согласно постановке, очень часто исполнители импровизируют.
Военный китайский танец имитирует различного рода боевые движения, его можно увидеть во время военных парадов, выставок. Вместо веера обычно используется оружие. Но приемы очень похожи в обоих видах, просто военная аранжировка требует более четких и жестких движений. Очень часто в военном танце присутствуют элементы восточных единоборств.
Рождение китайского танца
История китайских танцев уходит в глубину 4 тысячелетия до нашей эры. Ритуальные групповые движения постепенно перерождаются в настоящее искусство. Движения могли быть и плавными, и динамичными. Все чаще для придания действу яркости и самобытности использовали дополнительные атрибуты - шарфы, веера, перья.
Китайский танец с веерами появился во время правления династии Хань. Империя Хань просуществовала дольше всех остальных в китайской истории (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) и была отмечена культурным и хозяйственным расцветом. Императорская семья постаралась собрать все существующие на территории страны танцы и документально запечатлеть. После их правления основная этническая группа получила название «хань».
Историки и культуроведы убеждены, что именно благодаря стараниям представителей упомянутой династии до наших времен дошли различные традиционные китайские танцы, в том числе и удивительно красивое действо с веерами.
Дракон и Лев
Во время празднования Нового Года обязательно исполняют танец Дракона и Льва. Эти традиционные китайские обряды не являются танцами в привычном понимании. В первом случае некоторая группа людей держит на шестах огромную куклу дракона, в среднем 25-35 метров в длину. Дракон должен двигаться, совершая волнообразные движения. Считается, что чем крупнее и длиннее чучело, тем больше удачи оно принесёт в будущем году. Команда, управляющая куклой, иногда включает до 50 человек. Во время празднования может быть несколько драконов.
При исполнении танца Льва главным действующим лицом выступает тоже кукла, а не артисты, которые заставляют её двигаться. Лев значительно меньше дракона и управляется всего двумя людьми, находящимися внутри фигуры. Элементы танца восходят к движениям боевых искусств.
Придворное мастерство
Не забываются и так называемые придворные танцы, создаваемые и исполняемые в древние времена при дворе императора. Это, к примеру, танец кавалерии князя Цинь, танец Нишан Юи, Ципань, Баю и др. Рассмотрим один из них более подробно.
Танец кавалерии князя Цинь прославляет силу и могущество его армии. Он должен был показать отвагу, величие воинов, готовность в любой момент отразить удар врага. Император сам сочинил музыку и придумал движения исполнителей. В представление было вовлечено огромное количество участников: более сотни танцоров, певцы, музыканты. Спектакль изображал батальные сцены. Сначала демонстрировали боевую подготовку, построение, потом имитировали эпизоды сражения и победы. Заметьте: никаких поражений! Всегда только победы!
Веера в других культурах
Танец с веерами известен не только китайской культуре. Существует японский, корейский танец, имеющие не менее глубокие корни и свои специфические отличия. Временем появления японского танца с веером считается период правления императора Дзимму (согласно разным данным, около 600 г. до н. э. либо около 300 г. до н. э.), при дворе которого часто ставились представления с этим аксессуаром. В японской постановке чаще встречаются одиночные выступления. Танец очень медленный, спокойный, его простые однообразные элементы также дополняются импровизацией. Особая роль отводится вееру. На первое место выдвигается его красота, поэтому львиная доля усилий уходит на изготовление данного предмета. Для особых приёмов японские мастера могли выполнить веер из сандалового дерева со слоновой костью, перламутром, золотом и драгоценными камнями.
В 30-е годы 20 века танцы с веерами появились в Америке и быстро стали там очень популярны.
Китайский танец в балете "Щелкунчик"
Восточная культура когда-то вдохновила Петра Чайковского. В его гениальном балете «Щелкунчик», впервые представленном 6 декабря 1892 года в Мариинском театре, нашлось место для китайского танца с веерами. Во втором действии после прибытия Клары и Щелкунчика и до Вальса цветов находится дивертисмент (дополнение к спектаклю, «вставной» номер, не связанный с сюжетом), представляющий жителей сладкого города Конфетенбурга. Все сладости, которые только можно себе вообразить - шербет, леденцы, цукаты, пастила, пряники, мармелад, шоколад, орешки, карамель, - можно запить шоколадом, чаем или кофе. В честь этих трех напитков поставлено 3 действия. Танец "Чая" был заявлен Чайковским как китайский, "Кофе" – арабский, "Шоколада" – как испанский танец.
Первым дивертисмент открывает Шоколад, приносящий с собой звуки труб, кастаньеты, красные мантии. За ним следует Кофе - неторопливый, задумчивый, словно застывший зной арабской пустыни. Нежные скрипки дополняются виолончелями. Далее появляется Чай.
Китайский танец «Чай» исполнен в стиле народного китайского действа с веерами. При этом в некоторых постановках вместо них используются другие предметы, а иногда весь акцент делается сугубо на расположении рук и соответствующих движениях, напоминающих о возможном опахале. Танцоры одеты в костюмы с национальной символикой. Китайский танец Чайковский разнообразил сочетанием высокого и низкого регистров флейты и фагота, создавая немного комический, будто игрушечный, эффект.
Завершают дивертисмент адаптация русского танца «трепак», выступление пастушков и комический номер Мамаши Жигонь.
Китайский танец «Щелкунчик» демонстрирует всю сложность танцевальных движений балета, требующих длительных тренировок, особых умений, усилий.
Современное отношение
В наши дни интерес к действу с веерами растёт. Этому красивому несложному искусству можно научиться не только в Китае, Японии и Корее, но и в других странах.
Хотя исполнение чем-то напоминает балет (плавностью, тактом, изяществом), но движения не настолько сложны, да и сама постановка служит другим целям. Классический китайский танец делает акцент на выразительности и координации, сложность приёмов уходит на второй план. Он чудесно подходит детям. Простота повторяющихся элементов и красочность костюмов и атрибутов позволяет широко использовать это искусство в детских учреждениях. Дошкольники и старшие ребята с удовольствием демонстрируют свое мастерство на утренниках, танцевальных конкурсах, концертах и т. п.
Детские танцы (китайские) можно встретить и в России. Чтобы не быть голословными, приведем пример. В 2012 г. коллектив малышей 6-7 лет занял 1 место на фестивале детского творчества "Жырлыйсым килэ" за китайский танец с веерами. Его исполнение не было слишком замысловатым, однако нарядные костюмы, сочетающиеся с живописными крылышками-веерами, превратили танцоров в маленьких райских птичек.