1810-1830-е гг. считаются золотым веком русской поэзии, которая в эту романтическую эпоху достигла значительных художественных успехов. Данный период смело можно назвать началом творческой зрелости отечественной литературы. Центральной фигурой поэтического процесса в 1-й трети 19-го столетия был Пушкин. Первое тридцатилетие так и принято называть Пушкинской эпохой. Вокруг поэта группировались многие сочинители, при этом одни сохраняли в своих произведениях собственную интонацию и почерк, а другие подражали Александру Сергеевичу и сформировали так называемый пушкинский круг поэтов.
Общность литературного искусства
Какого-то формального объединения стихотворцев в то время не существовало. Поэты пушкинского круга, список которых содержит такие имена, как Вяземский, Баратынский, Языков, Дельвиг, были самобытными и индивидуальными, со своим неповторимым голосом. Они, так или иначе, в своем творчестве отталкивались от стихов Пушкина, но не занимали по отношению к нему подчиненного положения, иногда даже спорили и не соглашались с ним, а порой и вовсе противопоставляли ему собственное понимание проблем и природы поэзии. Главным образом это было свойственно Языкову и Баратынскому. Каждый поэт, приближаясь к Александру Сергеевичу, старался при этом сохранить свою творческую независимость от него.
В чем же тогда заключается общность этих стихотворцев? Несмотря на разный лирический почерк, одинаковые взгляды на мироотношение и миросозерцание имели поэты пушкинского круга. Сообщение на эту тему, к слову, часто просят подготовить школьников на уроках литературы, поэтому статья будет полезна родителям, которые помогают своим чадам с домашним заданием. Так вот, все стихотворцы пушкинской плеяды считали, что поэзия – это искусство гармонии, вносящее согласие в человеческую душу. В минуты скорби и печали люди обращаются к стихам, и в них находят успокоение. Гармонию пушкинский круг поэтов считал своего рода идеалом и принципом устроения мира, а поэзию – хранительницей этого идеала.
Денис Давыдов
Это один из самых даровитых стихотворцев, известных в 1810-1830-х гг., обладающий оригинальным поэтическим лицом. Гусар Денис Давыдов – поэт предпушкинского поколения, придумавший маску бесстрашного бесшабашного воина и в то же время лихого веселого гуляки. В русской батальной лирике, которая отличалась парадностью, Давыдов своими произведениями сказал новое слово. Он изобрел лихо закрученный, энергичный, хлесткий стих, завершавшийся зачастую острым афоризмом. Самыми известными творениями поэта являются следующие: «Очерк жизни Дениса Васильевича Давыдова», написанный в жанре автобиографичной прозы, и богатые фактическими материалами мемуары.
Пушкин признался, что он даже учился у Давыдова, старался подражать ему в «кручении стиха». Однако в обычной жизни Александр Сергеевич не носил масок, а оставался собой, чего не скажешь о Денисе Васильевиче, который и в жизни стал примерять образ лихого гусара-поэта и сросся с ним.
Константин Батюшков
Поэты пушкинского круга, стихи которых написаны в жанре романтизма, наверняка в процессе творчества ориентировались на произведения этого русского сочинителя. Ведь именно Батюшкова называют одним из зачинателей романтического направления в литературе. Его творческое наследство складывается из стихотворений, писем и прозаических статей. Константин Батюшков вошел в историю отечественной словесности главным образом как представитель «легкой поэзии», к которой принадлежали и Давыдов, и Богданович, и Пушкин. Это направление восходит к традициям анакреонтического стиля, когда в стихах воспеваются радости любви, дружбы, внутренней свободы и жизни в целом.
Петр Вяземский
Этот стихотворец воспринимал себя поэтом современности, но если в начале творческого пути он был в согласии со временем, в котором жил, то после 1837 года переосмыслил действительность и, увидев ее негативную сторону, стал за норму принимать прошедшее. Собственную судьбу Вяземский оценил как трагедию человека, не желающего и не способного жить в соответствии с теми устоями, которые были характерны для его века.
Как и другие поэты пушкинского круга, он находил сходство своей поэтической культуры с культурой Александра Сергеевича. Два стихотворца были близки, и Вяземский даже посвящал Пушкину произведения. Они оба были наследниками 18-го века, с детства впитали любовь к разуму и просвещению. В своем творчестве Денис Вяземский тяготел к традиционным поэтическим формам: меланхолической элегии, свободолюбивой оде, басням, притчам, дидактике и сатире.
Антон Дельвиг
Как и некоторые другие поэты пушкинского круга, этот стихотворец сошелся с Александром Сергеевичем еще в юности. Они познакомились в лицее, и дружба с Пушкиным определила дальнейшую эстетическую и литературную позицию Дельвига. В своих произведениях он пропагандировал образ поэта как «ленивца молодого», облек романтизм в классицистические жанры. Антон Дельвиг стилизовал древнегреческие и древнеримские стихотворные размеры и формы, и в своей лирике воссоздал условный античный мир, в котором царствуют красота и гармония. Свои зарисовки поэт делал в жанре антологических стихов и идиллий.
Николай Языков
Творчество этого стихотворца по тону и содержанию было совсем другим. В литературу Языков вошел как поэт-студент, что создало ему своеобразную репутацию. В его произведениях присутствовал эффект милой незрелости, инфантилизма. Поэты пушкинского круга воспринимали Николая Языкова как недавнего ребенка, который может себе позволить рискованные выходки и шалости. Обращаясь к младшему другу, Пушкин восклицал: «Как ты шалишь и как ты мил!» Языков испытывал восторг перед собственными возможностями и способностями, поэтому в его речи так естественны восклицательные интонации, торжественные слова и громкие призывы.
В заключение
Конечно, в статье нами были перечислены не все поэты пушкинского круга. Эта плеяда весьма обширна, и кроме тех, о ком было сказано выше, включает Жуковского, Кюхельбекера, Крылова и других. Поэтические судьбы стихотворцев, творивших в одно время с Александром Сергеевичем, складывались по-разному. Некоторые вышли на литературную арену еще раньше него (например, Денис Давыдов) и в творческом плане сложились независимо от «солнца русской поэзии», а уже затем примкнули к его кругу. Но все поэты пушкинского круга – предшественники и современники – были объединены одним: они создавали свои произведения в эпоху, проходившую под знаком Пушкина.