В семьях, где растут маленькие дети, родители так или иначе задаются вопросами воспитания и обучения. Малыши посещают детский сад и в коллективе получают нужные знания и навыки. Необходимые умения формируются у них посредством систематической и целенаправленной работы воспитателей. Зона актуального развития – это важный и необходимый элемент для любой личности. Данная статья посвящена вопросу сущности феномена, введенного советским ученым. Выготский Л. С. стал первым, кто рассматривал развитие ребенка с двух сторон. Его теория и по сей день остается актуальной.
Понятие термина
Зона актуального развития – это комплекс умений, которыми владеет ребенок в настоящий момент времени. Что это значит? Допустим, малыш ходит в младшую группу, изучает цвета и формы предметов. Те задания, которые он может выполнить самостоятельно, без помощи воспитателя, можно назвать его «резервом». Понятие «зона актуального развития» сложилось из представлений о том, что должен знать ребенок на определенном этапе, какими навыками он обычно уже владеет к этому моменту времени.
Концепция Л. С. Выготского
По мнению советского ученого, который проводил исследования в начале двадцатого столетия, формирование знаний у маленького человечка складывается из двух составляющих: зоны актуального и ближайшего развития. Эти термины участвуют в становлении успешной личности. Зона ближайшего и актуального развития - это не одно и то же. Они отличаются друг от друга кардинальным образом. Одно понятие нацелено на будущее, другое отвечает за настоящий момент, затрагивает происходящее сейчас.
Зона актуального развития по Выготскому представляет собой совокупность знаний, умений и навыков ребенка, которыми он владеет на высоком уровне в данный момент времени. По мнению ученого, процесс обучения должен строиться на том, чтобы несколько опережать развитие. Не нужно давать заданий, к которым малыш еще не готов, как не следует и «топтаться на месте», делать одно и то же. Подача материала должна проводиться сообразно тому, насколько ребенок умственно созрел к нему, но всегда являться для него открытием.
Как формируются умения и навыки?
Зона актуального развития ребенка – это кладезь новых возможностей. Чем большими знаниями обладает человек, тем масштабнее свершения ждут его впереди. Новые умения формируются посредством выстраивания дополнительных связей и представлений о предметах и явлениях на основе уже имеющихся знаний об окружающем мире.
Человеку всегда комфортно в прежних условиях. И если с ребенком специально не заниматься, он долгое время будет находиться на одном и том же уровне. Переход на другой этап связан с необходимостью прояснить для себя значимые детали или решить задачу, которая раньше была ему не по силам. Чтобы сделать знание своим, его нужно перевести из разряда "просто информация" в группу индивидуальных умений. Здесь важную роль играют эмоции и чувства. Замечено, что на интересе запоминание происходит гораздо эффективнее.
Как выстраивать занятия?
Для того чтобы они приносили максимальную пользу, развитие ребенка должно двигаться планомерно. Занятия обязательно должны быть связаны одно с другим, иначе эффективность не будет высокой. Скажем, если на первом уроке дети изучают букву «А», то на следующем целесообразно немного повторить пройденное и двигаться дальше, а не посвящать этому все время, иначе не возникнет стимула узнавать новое. Зона ближайшего и актуального развития - это разные понятия. Но они все время должны находиться в гармоничном соотношении друг к другу. Так как новые знания часто являются дополнением и расширением прежних, то повторение уже изученного углубляет представления о предмете, формирует более целостный взгляд на те или иные понятия.
Занятия должны строиться таким образом, чтобы помогать ребенку формировать и накапливать знания о самом себе и окружающем мире с максимальной пользой для себя. Зона актуального развития по Выготскому означает сосредоточенность на уже имеющихся достижениях для того, чтобы помочь формированию новых умений.
Занятие лепкой
Это прекрасно развивает мелкую моторику пальчиков и способствует активизации умственной деятельности. Лепить можно все, что угодно, но лучше дать задание сформировать из пластилина знакомого ребенку зверя или того, которого «проходили» на занятиях в детском саду. К примеру, если последней изучаемой темой стали домашние животные, можно попросить малышей вылепить тех представителей, которые им больше всего понравились.
Если дать конкретное задание слепить лошадь или собаку, то в данном случае ребенок будет ограничен в выборе и собственной фантазии. Зона актуального развития – это всегда целенаправленное движение вперед с опорой на имеющиеся знания.
Физические упражнения
Наверное, не нужно говорить о том, какую пользу приносят занятия физкультурой. Их можно проводить как в спортзале, так и на свежем воздухе. Физические упражнения развивают мускулатуру, укрепляют иммунитет и здоровье в целом. Плаванье является прекрасным закаливающим средством и способствует формированию положительного взгляда на жизнь.
Если ребенок не умеет плавать, то первое занятие следует начать с того, чтобы помочь ему привыкнуть к воде, немного побродить по бассейну или водоему. Никогда не нужно торопиться и делать резкие движения. В процессе формирования навыков, необходимых для плавания, нужно укреплять и расширять эти представления.
Польза от чтения
Ничто так не способствует развитию ребенка, как книга. Чтение усиливает доверие между родителем и ребенком, способствует развитию всех познавательных процессов и особенно речи. Когда малыш начинает складывать буквы в слоги, а затем в слова, происходит мощная активизация мозговой деятельности, которая обуславливает формирование дальнейших успехов.
Известно, что далеко не всем детям легко дается процесс обучения чтению. Это трудоемкое занятие, которое требует немалых волевых усилий. Изучать алфавит нужно таким образом, чтобы переход от одной буквы к другой осуществлялся не последовательно (например, от «А» к «Б», «В»), а плавно. Это значит, что вначале можно изучить все гласные буквы, дать возможность ребенку прочувствовать их вокальность, а затем приступить к согласным. Складывать слоги лучше всего начинать в тот момент, когда малыш уже хорошо ориентируется в буквах, практически не путает их между собой, при этом знание гласных является определяющим.
Таким образом, зона актуального развития – это масштабный сегмент формирования личности, к которому необходимо подходить более чем ответственно. Имеющиеся у ребенка знания о мире можно использовать конструктивным для него образом, если знать, как расширять эти границы.