«Объект 730». Тяжёлый танк Т-10. Советский тяжёлый танк

Закончилась Вторая мировая война. Отгремела артиллерия на полях сражения, военнопленные возвращались в свои дома, Германия выплачивала контрибуцию, а Советский Союз имел самую большую и технически оснащенную сухопутную армию. Это превосходство было видно любому военному специалисту по результатам советско-японской войны 1945 г.

В сентябре 1945 г. был проведен совместный военный парад войск в Берлине. Страны-союзницы демонстрировали друг другу свою силу и развитие. Кто имеет превосходство в танках, было видно невооруженным глазом. По сравнению с американскими М-24 «Чаффи» и британскими «Кометами» тяжелый танк ИС-3 в количестве 53 единиц 71-го Гвардейского тяжелого танкового полка выглядел настоящим стальным монстром, хищным и беспощадным. Но развитие танков на этом не остановилось и даже не замедлилось.

Предпосылки появления проекта «Объект 730»

По окончании войны производство ИС-3 продолжалось. Условия применения танков изменились, теперь они жили не несколько боев, а должны были служить несколько лет. Танки военных лет оказались непригодны для такой задачи. Последние надежды на ИС-3 рухнули, когда во время одного из испытаний в корпус танка попал 100-мм бронебойный снаряд в ребро лобовой части (всем известный «щучий нос»). Корпус лопнул по швам, а машина вышла из строя. Все выпущенные экземпляры были направлены на устранение недостатков, а серийное производство ИС-3 было прекращено.

Теперь, с учетом накопленного опыта и новых задач, советским танкостроителям предстояло создать более совершенную боевую машину. На территории Союза в то время действовали два танковых завода – ленинградский Кировский и челябинский Тракторный. В Ленинграде после снятия блокады был организован филиал Опытного танкового завода № 100, директором стал Ж. Котин. Здесь и родился «Объект-260», или ИС-7.

Это был лучший танк своего времени, превосходящий по параметрам иностранные аналоги, но имевший ряд недостатков. Ряд неудач на испытаниях сыграл против танка. К тому времени от слишком тяжелых машин начинали отказываться. Их не выдерживали мосты и железнодорожные платформы.

В 1948 г. было выдано задание - создать новую машину, относительно недорогую, надежную, с массой до 50 т.

Второй ИС-5

объект 730

В нумерации советских танков есть некоторая путаница. Проект «Объект 730» носил номер ИС-5. Но ИС-5 уже был – «Объект 248», но в серию так и не был запущен. В рамках работ по проекту «Объект 730» было задумано улучшение ИС-4. Были подготовлены к замене ряд узлов и агрегатов для снижения веса машины.

Разработки по нему начались в 1948 г. и к 1950-му еще не были завершены. Испытания выявили множество недоработок. Таким образом, номеру была дана вторая жизнь, ИС-5 – «Объект 730».

Работы затянулись на несколько лет, и в 1953 г. танк был принят на вооружение уже под другим названием. ИС-5 так и не попал в серию, но на нем были отработаны новые двигатели, трансмиссии, вооружение и проч.

Технические характеристики

ис 5 объект 730

Сварной корпус с наклонными верхними и гнутыми бортовыми листами и «щучий нос» были у окончательного варианта проекта «Объект 730». Танк имел литую башню обтекаемой формы. В качестве вооружения два пулемета, один спарен с пушкой 122-мм Д-25ТА, второй возле люка заряжающего. Боевая масса была равна 50 т. Машина способна преодолевать подъем в 32 градуса и пересекать рвы в 2,7 м. Мощность в 700 л. с. позволяла преодолевать стенки в 0,8 м и развивать скорость до 43,1 км/ч. Экипаж в привычные четыре человека, броня башни в 250 мм надежно их защищала. Запас хода составлял 180-200 км. К орудию имелось 30 снарядов, а для пулеметов - 1000 патронов.

Первые испытания

т 10

В апреле 1949 года деревянный макет танка был доставлен в Москву. Был составлен список доработок. Проект утвердили в мае, и тогда началась подготовка чертежей. Подготовка документов была закончена только к концу июня. Работы затянулись, и собрать опытные танки к испытаниям, назначенным на август, не успевали. Решено было использовать ИС-4 с навешенными агрегатами от ИС-5. «Объект 730» на время оставили в стороне. Мощность двигателей была ограничена до 700 л. с. Некоторые агрегаты были испытаны также и на ИС-7.

Неудачи и доработки

Сентябрь был месяцем заводских испытаний. ИС-5 должны были пройти 2000 км, но проявились недоработки в трансмиссии. Было принято решение разработать и применить на машине 8-ступенчатую планетарную коробку передач. ВНИИ-100 занимались разработкой технической документации, а ЛКЗ предоставил три опытных образца. Испытания показали преимущество нового агрегата.

объект 730 танк

Помимо прочего танк оснащали эжекционной системой охлаждения и новой схемой установки орудия. Еще три единицы техники для испытания были выпущены в марте 1953 г. После проверки одной из них на полигоне Ржевска начались очередные государственные испытания.

Теперь, несмотря на сложность трассы, 200 км были пройдены. Два танка проходили до 200 км в день, а третий более 280. Через полторы недели комиссия выдала заключение об удачном завершении испытаний. «Объект 730» удовлетворял заявленным требованиям и превосходил иностранные аналоги. Несмотря на все доработки и переделки, был оставлен потенциал для модернизации.

Перерождение в Т-10

Летом 1950 г. были созданы 10 опытных образцов танка. Они испытывались на различных полигонах. Не все было доработано, но тем не менее машина отвечала требованиям. Был составлен новый перечень работ, а выпуск в серию вновь отложили. Первоначальный проект подвергался серьезным изменениям неоднократно и менял свое название на ИС-8, ИС-9 и ИС-10.

Например, был предусмотрен специальный механизм досылания снаряда. Благодаря этому нарезное 122-мм Д-25ТА орудие выпускало по 3-4 снаряда/мин. Система наведения пулемета, спаренного с пушкой, регулировалась с помощью единого электропривода ТАЭН-1. Коробка была сделана 8-скоростной, а в качестве силовой установки использовалась В-12-5 в 700 л. с. Гусеницы, заимствованные у ИС-4, обеспечивали давление на грунт в 0,77 кг/м.

Окончательные испытания машины были закончены в декабре 1952 г. В марте 1953 г. произошло трагическое для того времени событие – смерть И. В. Сталина. А ведь аббревиатура ИС была принята в честь него – «Иосиф Сталин». И в приказе министра обороны о постановке танка в серию машина называлась Т-10.

Производство запускалось медленно, в этом же году было выпущено 10 единиц, в следующем - 50, а через год – 90.

Модификации

При достижении одной вершины надо двигаться к следующей, так же поступили и конструкторы. В ленинградском конструкторском бюро была создана система двухплоскостной стабилизации вооружения. Если раньше компенсировались вертикальные движения, то теперь и горизонтальные. Разработан и установлен новый прицел Т-2С. Запущен в производство в 1956 г., а в 1957 вышел в свет Т-10Б.

советский тяжелый танк

Уже спустя год появилась новая модификация. В серийном производстве его сменил Т-10М. На этом танке было установлено более мощное оружие М-62Т2С (2А17). Бронебойные снаряды развивали скорость до 950 м/с и пробивали 225 мм брони с 1000 м. Дульный тормоз щелевого типа поглощал большую часть отдачи при выстреле, сокращая время до следующего.

Все технические улучшения сделали его лучшим танком своего времени, в течение почти сорока лет «Объект 730» стоял на вооружении и модифицировался в зависимости от требований. Это самый массовый танк России, а возможно, и мира. На экспорт не создавался, единственный военный конфликт, в котором участвовал, – ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию.

советский тяжелый танк

Последний тяжелый танк Советского Союза

Итак, в пятидесятых годах был принят на вооружение последний советский тяжелый танк, дальше были различные его модификации. Это было лучшим творением военной промышленности, вобравшим в себя все технические наработки своего времени. Сняли его с вооружения уже после развала Союза, в 1993 г.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.