"Хаммер" - военный автомобиль широкого применения, разработанный компанией AM General (Американ Моторс Дженерал) в 1981 году по заказу Оборонного ведомства США.
Проект по созданию армейского вездехода
В семидесятых годах прошлого столетия руководство американских военных структур пришло к выводу, что грузовые вездеходы, поставляемые гражданскими производителями, не вполне отвечают армейским требованиям. Возникла необходимость в специальном многоцелевом транспорте для регулярных частей армии США. В 1979 году началась работа над масштабным проектом по созданию колесного супервездехода, который получил обозначение HMMWV. Машина должна была нести на себе скорострельное вооружение и иметь бронированную защиту. Летом того же года компания "АМ Дженерал" приступила к реализации проекта и менее чем через год первый опытный образец под индексом М998, уже прошел испытания в полевых условиях и был принят военной комиссией. После доработки вездеход рекомендовали к серийному производству.
На базе утвержденного М998 создали еще две модели внедорожника: М1025 и М1026. За 1980 год на заводах "АМ Дженерал" было выпущено 500 "Хаммеров", а в плане на период с 1981 по 1985 годы предполагалось производство 55 000 автомобилей.
В 1989 году "Хаммер" военный, машина супер-класса, участвовал в операции Just Cause при вторжении армии США в Панаму. После "боевого крещения" вездеход стал основным транспортным средством в американских войсках.
Боевое применение
Первоначально "Хаммер", военный транспортник, использовался только для перевозки пехотинцев и не рассматривался в качестве боевой машины. Автомобиль не имел прочной защиты и был уязвим для всех видов вооружения, в том числе и для одиночных выстрелов противника, не говоря уже об автоматных очередях. Однако вездеходу в большинстве случаев удавалось выйти целым из столкновения с неприятелем, спасало живучее шасси, колеса с подкачкой и мощный двигатель.
Бронирование
Тем не менее, вскоре стало ясно, что "Хаммер", военный грузовик без вооружения, нуждается в большей защищенности. И тогда компанией "АМ Дженерал" была разработана модель М1114 с бронированным корпусом. Серийного производства не было, машина изготавливалась штучно и малыми сериями. Однако, после того как несколько "Хаммеров" погибло в Ираке от прямых партизанских атак с применением гранатометов, выпуск вездехода перевели на бронированный вариант Up-Armor. Одновременно усилили подвеску и установили новый, более мощный дизель с турбонаддувом. Все стекла в окнах заменили на пуленепробиваемые.
Неприспособленность к боевым условиям
Процесс превращения "Хаммера" в боевую машину продолжался, и вскоре выяснилось, что машина теряет свои ходовые качества из-за существенного утяжеления кузова. Мощные листы брони, защищающие кабину и пассажирское отделение, значительно повышали центр тяжести автомобиля, что негативно сказывалось на его управляемости. Кроме того, боевое применение вездехода в полной мере было невозможно по причине его уязвимости от разрывов мин, которые легко разрушали тонкое днище машины.
Модернизация
Военный "Хаммер", характеристики которого не соответствовали требованиям боевых стандартов, нуждался в радикальной доработке. Автомобиль, оснащеный стрелковым оружием на крыше, не имел никаких приспособлений для защиты пулеметчика. Безусловно, если бы машина создавалась как средство для ведения боя, то степень защиты личного состава была бы намного выше. А теперь приходилось на ходу дорабатывать конструкцию, чтобы повысить боеспособность вездехода.
"Хаммер" военный: технические характеристики
В 1995 году было запущено серийное производство модели М1114 на модернизированном шасси ECV. Это военный джип "Хаммер" с расширенной колеей и максимально увеличенными габаритами, которые не всегда позволяли десантировать машину, поскольку вездеход помещался не в каждый самолет.
Грузоподъемность вездехода составляет 2 тонны. Максимальная скорость машины с двигателем "Шевроле" - 88 км/час. Скорость вездехода с дизельным турбированным мотором марки "Детройт Дизель V8" достигает 135 км/час. Расход горючего в пределах 23 литров на 100 километров. Колесная формула машины 4 х 4.
Силовая установка
Американский военный "Хаммер" оснащается двигателями нескольких видов. Из бензиновых моторов используется Chevrolet V8, объем цилиндров 5373 куб/см, мощностью 135 л. с., тяги которого достаточно для передвижения автомобиля в полевых условиях с полной загрузкой, но недостаточно для скоростной езды по шоссе, так как в трансмиссии используются низкие передаточные числа.
Двигатель марки "Детройт Дизель V8", турбированный дизельный мотор, развивающий мощность 195 л. с., при объеме цилиндров 6 450 куб/см.
Оба мотора комплектуются гидромеханическим 4-ступенчатым автоматом марки GM 4L80-E, производства "Дженерал Моторс".
Габаритно-весовые характеристики
Автомобиль "Хаммер" (США, военный) обладает следующими размерами:
- длина корпуса - 4600 мм;
- высота - 1800 мм;
- ширина - 2100 мм;
- колесная база - 3300 мм;
- колея - 1829 мм;
- полная масса - 4672 кг;
- собственный вес - 2676 кг.
"Хаммер" сегодня
В настоящее время американские специалисты разрабатывают оригинальную форму защиты на основе системы BAE Systems, применяемой для оперативных армейских соединений. Сиденье стрелка защищается 50-миллиметровыми стальными пластинами. HMMWV последнего выпуска оснащаются орудийной системой залпового огня малого калибра с дистанционным управлением. Таким образом, стрельбу можно вести, не выходя из кабины. На отдельные модификации "Хаммера" устанавливается система "Бумеранг", которая противодействует снайперским нападениям. Опции, заложенные в устройстве, позволяют мгновенно определить местонахождение снайпера и уничтожить его ответным огнем.
Некоторые страны Европы и Северной Африки закупают "Хаммер" для внутреннего пользования, а именно для подавления интенсивных конфликтов, спонтанно возникающих на их территории. Маневренный вездеход легко оснащается водометными пушками, стационарными ракетницами и бомбометателями для выстреливания шашек со следоточивым газом. Американский военный "Хаммер", цена которого не смущает правительство стран с неспокойной политической обстановкой, идеально подходит для этих целей.
Бронированных "Хаммеров" производится все больше и больше, машины закупают третьи страны для своих служб правопорядка, для военной полиции и патрульных дозоров. В 2007 году управление корпусом морских пехотинцев США ходатайствовало о намерении заменить фугасозащищенные броневики MRAP на "Хаммер", по причине частого опрокидывания высоких самоходок MRAP и недостаточной их проходимости.
Модификации
За 35 лет производства "Хаммера" было создано свыше тридцати различных модификаций вездехода. В списке основные варианты, выпускаемые серийно и действующие в армейских соединениях по своему прямому назначению:
- IMETS - передвижная метеорологическая служба;
- Ground Mobility Vehicle - мобильная машина связи;
- Lazer System - артиллерийская лазерная система нейтрализации противника;
- М1109 - модель повышенной защищенности с легким стрелковым вооружением;
- М1097 - тяжелый HMMWV "Мститель";
- М1069 - тягач легкий артиллерийский, для пушек калибром 100 мм;
- М1046 - машина повышенной защищенности с комплексом TOW противотанкового действия;
- М1045 - транспортер повышенной защищенности, с комплексом TOW и лебедкой;
- М1044 - машина, оснащенная вооружением и лебедкой;
- М1042 - транспортер для перевозки оборудования S250, с лебедкой;
- М1038 - грузовой вариант с лебедкой;
- М1036 - бронированная машина с лебедкой и комплексом TOW;
- М1035 - санитарная машина с мягким тентом и четырехдверной кабиной;
- М997 - санитарный транспортер с 4-местной кабиной, бронированный;
- М996 - санитарная машина с двухместной кабиной, бронированная;
- М966 - HMMWV, бронированный, с противотанковым комплексом TOW;
- М56 - машина дымовая "Койот".
Разведчики и машины разминирования
На базе шасси М1114 была создана модификация "Хаммера" для автономного двухнедельного трафика, с экипажем из четырех человек и повышенным уровнем баллистической защиты. Бронированный корпус отражает атаку 7-миллиметровых пуль из автоматического оружия, снарядов воздушного подрыва, а также взрывного действия противотанковых мин. Машина выкрашена в песочный камуфляж для маскировки и позволяет вести разведывательное наблюдение за объектами на расстоянии 800 метров.
Модификация М1115 предназначена для операций по разминированию территорий, зданий, ангаров, складов и подземных сооружений. В машине сосредоточено все необходимое оборудование для поиска мин и фугасных снарядов, а также комплект устройств, обеспечивающих подрыв и обезвреживание найденных боеприпасов. В оснащение спецмашины входят комплекты одежды для саперов, занятых на подрывных операциях.
"Хаммер М1116" - бронированная машина десанта, предназначенная для высадки с транспортного воздушного судна на парашютах вместе с экипажем из четырех человек.
Стоимость
Автомобиль военной классификации "Хаммер" не часто можно встретить в автосалонах на территории России, немногие машины, которые предлагаются к продаже, стоят достаточно дорого. Ценовой диапазон колеблется от 730 000 рублей за старый, требующий ремонта вездеход, до 6 миллионов 650 тысяч за автомобиль в хорошем состоянии, недавнего года выпуска.