Викка - это одна из новых религий, которая была основана в середине XX века в Англии. По своей духовной ориентации причисляется последователями и религиоведами к неоязычеству западноевропейского образца. О том, что такое религия викка, чем отличаются ее адепты и каким образом она практикуется, пойдет речь в данной статье.
Происхождение викки
Популярность эта молодая религия обрела в 1954 году, благодаря ее апостолу, оккультисту и магу Джеральду Гарднеру. Согласно легенде, которую он поведал миру, его посвятили в тайны древнего языческого учения члены подпольно сохранившегося в Европе колдовского культа. Эта традиция, по словам Гарднера, является прямым потомком дохристианских европейских верований, основанных на почитании сил природы, персонифицированных в образе Богини-Матери и Бога-Отца. С точки зрения истории, археологии и антропологии эти утверждения являются довольно сомнительными, поэтому официально считается, что религия викка была основана не ранее 20-х годов XX века. Она и в самом деле отражает некоторые черты архаических матриархальных верований, однако по своему характеру является, скорее, попыткой осуществить их частичную реконструкцию с последующим синтезом на основе концепций современного неоязычества. Таким образом, теория прямой наследственности не подтверждается серьезными научными аргументами.
Необходимо сразу сделать поправку по поводу вопроса о том, кто создал религию викка. Первоначально этим словом обозначалась традиция противника Гарднера по имени Чарльз Карделл, тогда как гарднерианское учение именовалось просто «колдовство». Однако с 60-х годов наименование «виккане» стали относить и к последователям Гарднера, а впоследствии и ко всем остальным схожим и производным от нее традициям. Таким образом, можно утверждать, что сегодня под наименованием религия «викка» подразумевается сразу несколько более или менее схожих религиозно-магических течений. Ниже мы не будем касаться своеобразия и особенностей каждого из них, так как их очень много, и постоянно создаются все новые формы викканской теории и практики. Плюс ко всему, добрая половина адептов-виккан являются по собственным заявлениям эклектиками, успешно совмещающими не только элементы различных внутривикканских обособлений, но и комбинирующими их с другими религиями, благодаря чему в мире существуют так называемые христианская, иудейская и даже мусульманская викка. Вместо этого мы поговорим об общих религиозных постулатах, мировоззренческих взглядах и точках пересечения в практике сторонников различных викканских деноминаций.
Теология
Фундаментальной основой викканской духовности является постулирование двух божественных начал – мужского и женского, которые представляются в образе Бога и Богини. Разные традиции по-разному смотрят на то, какая из этих ипостасей имеет приоритет над другой. Некоторые почитают только Богиню, другие, придерживаясь вышеописанной дитеистической позиции, почитают Богиню несколько выше, чем Бога. Третьи соблюдают равенство, тогда как четвертые отдают предпочтение мужской ипостаси. Последние, впрочем, чрезвычайно редкий тип виккан. Вероятно, это связано с тем, что религий патриархального склада с гипертрофированным почитанием мужского начала очень много, как в язычестве, так и в монотеистических традициях. Викка же предлагает альтернативный путь, характеризующийся особенным вниманием к женственности, что привлекает и консолидирует между собой поклонников матриархальных культов и специфической духовности в русле почитания Богини-Матери.
Поэтому виккане особенно чутки ко всему, что касается архаичных культур, в которых почиталась божественная мать, будь то Великая Мать, Мать-земля и т. д. Развившиеся впоследствии пантеоны языческих богов последователи викки считают аспектами, частными проявлениями изначальной двуединой божественности. Соответственно этой теории, все языческие богини являются ипостасями единой Богини, а все боги – ипостасями Бога.
Характерно также то, что, реанимируя доисторические и исторические языческие культы, виккане наделяют свою Богиню свойством триединства, интерпретируемого чаще всего в контексте связки «дева, мать, старуха». Очевидно, в этой концепции отражается связь фигуры божественной матери с лунными циклами. Аналогичную картину мы видим в греко-римских, некоторых восточных, кельтских верованиях.
Что касается Бога, то его соотносят с рогатым божеством европейцев, богом-охотником кельтских и других племен, населявших Европу в дохристианское время. Виккане (по крайней мере, не из числа приверженцев христианской и, вообще, скажем так, авраамической викки) настаивают на том, что отождествлять Бога монотеистов и Бога виккан недопустимо, так как неоязыческая религия викка не признает никакого трансцендентного всемогущего божества и творца мира. Крайняя степень имманентности Богини и Бога - это неотъемлемая часть викканской теологии. Таким образом, теологическим мейнстримом в викке является пантеизм, постулирующий два божественных началах, иногда рассматриваемых в дуалистическом ключе.
Вместе с тем в викканских источниках можно найти и упоминание о высшем божестве, стоящем над дифференциацией Бог-Богиня. На практике ему, конечно, уделяется мало внимания. Но теоретически его все же признает религия викка. Создатель ее, Джеральд Гарднер, сам говорил об этом существе, утверждая, что имя его остается неизвестным, и он стоит над всеми остальными богами. Другие называли его Драйтеном («бог» от староанглийского) или Единым. Однако радикально матриархальные движения виккан (Дианическая и некоторые другие) отрицают наличие этого высшего начала, утверждая, что абсолют всего заключен в фигуре Богини-Матери.
Загробная жизнь
Вот что верно о религии викка относительно всех ее течений, так это то, что все они исповедуют метемпсихоз, то есть переселение душ. В частностях, конечно, виккане могут разниться в своих взглядах, но в целом реинкарнация - это неотъемлемая часть их вероучения. Согласно наиболее распространенной теории, душа человека после смерти пребывает в так называемой стране вечного лета, готовясь к следующему воплощению. В отличие от авраамических религий, виккане не ищут какого-либо иного, небесного царства или рая. А в отличие от дхармических учений, не пытаются освободиться от сансары и не желают прерывать цепь перерождений, дабы слиться с неким Абсолютом. В этом смысле религия викка - это очень жизнеутверждающая природная религия, сконцентрированная целиком на этом мире и в нем находящая конечный смысл. Поэтому на практике адепты этого вероучения не проявляют никакого особенного интереса к потустороннему миру. Конечно, многие виккане занимаются спиритизмом, но, во-первых, далеко не все викканские авторитеты это одобряют, а во-вторых, это делается исключительно в магическом, а не сотериологическом контексте.
Магия викка
Религия, о которой мы говорим, - это не просто духовное учение. Оно предполагает интенсивную магическую работу, поскольку рассматривает колдовство как священнодействие, своего рода служение Богу и Богине. Поэтому справедливым будет утверждать, что это религия ведьм. Викка, собственно, и означает с древнеанглийского наречия примерно то, что сегодня подразумевается под словом «ведьмовство».
Конечно же, не обязательно заниматься магией, чтобы иметь право считать себя викканином. Достаточно просто разделять основополагающие вероучительные концепции этой религии и по-своему выражать свое почитание Богу и Богине в молитвах и личных ритуалах. Но, с другой стороны, этим путем идут единицы, поскольку содержательная часть этой религии без магического наполнения оказывается очень скудной: нет ни общих богослужений, ни сакральных мест, ни священного писания, ни духовенства, ни таинств. Есть, конечно, праздники, которые отмечают все виккане, но опять же этого самого по себе недостаточно, чтобы вести полноценную духовную жизнь. К тому же большая часть праздничных ритуалов рассматривается как магические действа, а ковен (община) по умолчанию представляет собой сообщество практикующих ведьм. Поэтому религия викка почти всегда сопряжена с магической практикой, а ее адепты искренне считают себя ведьмами и колдунами.
Ритуалы
Повсеместно принятых викканских ритуалов не существует – каждый викканин или викканский ковен создает свои собственные обряды на основе личных вкусов, взглядов и предпочтений. Единственное, что можно сказать, так это то, к чему приурочены некоторые викканские церемонии. Во-первых, это саббаты и эсбаты, о которых будет сказано ниже. Во-вторых, это практики посвящения или самопосвящения в традицию. В наиболее консервативных ковенах придерживаются трехчастной системы посвящения. В-третьих, существуют ритуалы викканинга и хэндфастинга. Первый из них является церемонией, на которой новорожденного представляют Богу и Богине, дабы обеспечить младенцу их покровительство. Викканинг не является инициацией в религию, а потому не аналогичен крещению в христианстве. Хэндфастинг - это ритуал викканского бракосочетания. Это все, что можно сказать по этому поводу, потому как конкретные описания ритуалов каждый викканин держит в секрете, доверяя их только личной книге теней – сборнику заклинаний, церемоний и тому подобной информации.
Основные колдовские традиции викки уходят корнями в древние ритуалы сельскохозяйственного цикла. В более частных вопросах магия базируется на представлениях европейского колдовства: четыре стихии, манипулируя которыми ведьма или колдун производит желаемые изменения в физическом мире. Это отличает западную и северную магию от восточной, где маг только вызывал нужного ему духа, который и выполнял всю необходимую работу. Впрочем, как уже было сказано, религия викка часто приобретает эклектичный характер в лице своих последователей, которые активно экспериментируют с различными традициями, включая африканские, австралийские, индейские, тибетские и шаманские практики. Коренным же основанием всякой магической работы в этой системе является постулат о четырех стихиях, известных по сочинениям классиков (огонь, земля, вода, воздух) и о духе. Стихиями можно управлять силой воли, вызывая желаемые изменения и на физическом и на психическом уровне. Это и есть магия. Викка неоднозначно относится к дифференциации магии на черную и белую, хотя раньше этого деления придерживались многие авторитеты движения. Отрицается при этом сама атрибуция черного цвета злу. А вот о том, что такое зло, виккане до сих пор не выработали более или менее вразумительной концепции. Впрочем, у них есть свои моральные ценности, речь о которых пойдет ниже.
Этика
Викка, как было сказано выше, не имеет никаких священных, богодухновенных писаний. Однако существуют более или менее авторитетные для ее адептов тексты, среди которых находится и простое, но емкое правило: «Если твои действия не причиняют никому вреда, то делай то, что ты хочешь». Этот лозунг служит руководством в жизни, которым пользуется каждая ведьма. Викка лишена, однако, однозначного учения о том, кто и что включено в круг этих «никому». Входят ли в него только люди или и животные, в том числе насекомые? А растения? Или как совладать с этой установкой викканину, призванному на войну? Снимается ли это ограничение при необходимости самообороны? И допустима ли месть? На эти вопросы нет однозначного ответа. Зато есть еще один довольно популярный текст, называемый Заветом Богини. Его написала Дорин Вальенти и в нем идет речь о восьми качествах, к которым должна стремиться ведьма: радости, почтению, уважению, человечности, силе, красоте, мощи и состраданию.
Третьим очень популярным моральным принципом виккан является так называемый закон троекратного воздаяния, согласно которому все, что бы человек ни сделал, ему вернется в тройном размере. Таким образом, поступки викканина определяются не заповедями божеств, а тем, что в христианстве называется золотым правилом: «не делай другим того, чего не желаешь себе».
Сексуальные моральные принципы
В отношении сексуальности виккане придерживаются отнюдь не пуританских взглядов, постулируя полную свободу (сопряженную, однако, с ответственностью) человека в этом вопросе. В числе прочего некоторые виккане практикуют и сексуальную магию, которая нередко предполагает групповые ритуалы. Викка неоднозначно относится к вопросу гомосексуализма. Консерваторы, вслед за основателем Джеральдом Гарднером, относятся к этому отрицательно, утверждая, что такая связь вызывает гнев богини. С другой стороны, большая часть виккан вполне толерантна к людям нетрадиционной ориентации и не накладывает на виккан из их числа никаких сексуальных ограничений. В некоторых феминистских течениях викки, например, традиционно высок процент лесбиянок.
Символика
Виккане взяли на вооружение множество древних символов из самых разных культур. Однако существует наиболее характерные и, так сказать, официальные знаки, которыми отличаются, к примеру, викканские надгробия. Первый - это прямая пентаграмма, означающая гармонию стихий под главенством духа. Второй - это лунный символ, которым обозначается Богиня. Викка использует в этом качестве древнегреческий эталон. Таким образом, например, изображали греческих лунных богинь. Также репрезентирует Великую Мать и викка. Фото этого знака приводится ниже.
Праздники
Викка немыслима без своих традиционных восьми праздников. Все они имеют древнее дохристианское происхождение и ориентированы на смену времен года в их связи с земледельческими работами. Календарь этих дат называется в викке колесом года.
Из восьми праздников четыре считаются великими. Они тождественны древним кельтским торжествам и означают смену времен года. Еще четыре - это дни весеннего и осеннего равноденствия, а также зимнего и летнего солнцестояния. Все восемь называются саббатами. Вот они: Самхейн, Йоль, Имболк, Остара, Белтайн, Лита, Ламмас и Мабон.
Существует в дополнение к ним еще также понятие "эсбата". Последние представляют собой полнолуния и иногда новолуния, которые также считаются особым праздничным временем.
Религия викка в России
В нашу страну все, как известно, приходит с запозданием. И если в США символ виккан был внесен в официальный список эмблем вероисповеданий еще в 1985 году, то в России викка только начинает развиваться. Так, первый ковен у нас появился только в 2011 году в Удмуртии. Впрочем, это была первая официальная регистрация викканской общины. Приверженцы же ее, конечно, имелись и прежде, но в очень ограниченном количестве. Сегодня, благодаря Интернету и веяниям культуры, викка в России довольно быстро развивается, в основном за счет молодежи. На данный момент существует Союз виккан России, действует несколько других организованных московских и санкт-петербургских групп. Стремительно растет число ковенов, а еще больше – число практиков-одиночек. В числе прочего между ними уже наблюдаются расколы и конфронтация по различным вопросам, что само по себе говорит о значительном влиянии и относительной многочисленности представителей викки в России.