Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» была написана во времена литературной моды на классицизм. Интересной особенностью этого произведения стали, так сказать, «говорящие» фамилии. Главного героя, например, зовут Митрофан - «подобный матери».
Сочинение по произведению «Недоросль» можно начать с того, что в самом названии комедии уже заключен вопрос ложного и истинного воспитания. Ведь не зря устаревшее слово «недоросль» на русский язык переводится как «недоучка».
Сочинение по произведению «Недоросль» Фонвизина
И действительно, Митрофан в свои шестнадцать лет ничего хорошего и полезного делать не умел, хотя его мать, Простакова, постоянно нанимала ему разных учителей, но не из-за того, что хотела сделать сына грамотным, а потому, что так велел делать царь Петр I. Она так и говорила своему Мирофанушке, мол, ты хоть для виду учись, чтобы до ушей царя дошло, как ты стараешься.
Но есть в этой комедии и положительные герои, такие как Правдин и Стародум, которые говорили, что, имея душу и сердце, ты и становишься человеком. Они открыто высказывались о том, что презирают несправедливых, трусливых и бесчестных людей. Стародум считал, что ребенку не обязательно оставить большое наследство и деньги, главное - воспитать в нем человеческое достоинство и привить нравственность.
Сочинение по произведению «Недоросль» должно затрагивать тему формирования характера ребенка в семье. И вот теперь можно себе представить, в каком окружении вырос Митрофанушка – жадный, жестокий, грубый и невежественный.
Родители всегда были и остаются для детей главным примером для подражания. Госпожа Простакова на глазах у сына могла грубить, хамить и унижать окружающих и крепостных. Конечно, она как мать очень любила сына, но уж очень изнежила и избаловала.
Горе-воспитатели
Влияние матушки, постоянное угождение и бегающие следом крепостные холопы сделали из парня ленивого невежду и недоучку. Учителя Митрофана – Кутейкин и Цифиркин, тоже были такими же недоучками. Но сама Простакова отдала предпочтение Вральману, бывшему немецкому кучеру, который сильно никогда не напрягал ее сыночка, а то и вовсе отпускал с занятий. Митрофан же каждый раз, не успев начать новое дело, быстро его забрасывал и принимался за другое. А потом он и вовсе заявил: «Не хочу учиться, хочу жениться».
Результат налицо
В конце концов, Митрофан из-за своего бессердечия и равнодушия доводит собственную мать до полуобморочного состояния. Стародум очень точно в тот момент подметит: «Вот злонравия достойные плоды». Понятное дело, что такого рода воспитание обязательно приведет к непоправимым результатам. Вот и Митрофанушка стал образцом невежества, хамства и глупости.
Сочинение по произведению «Недоросль» можно продолжить тем, что эта пьеса затонула очень серьезную тему эпохи просвещения – воспитание. Во всяком случае, сначала именно так задумывал написать ее Фонвизин. Но потом она обрела краски социально-политической комедии, где тема воспитания очень тесно связалась с наболевшими проблемами России XVII века. Это темы крепостного права и недовольства самодержавным режимом Екатерины II.
Образы: «Недоросль» Фонвизина и ее главные персонажи
Любовная интрига с Софьей тоже подчинена социально-политическому конфликту, но основная проблема здесь – борьба просвещенных дворян (Правдин и Стародум) с крепостниками-помещиками (Простаковы и Скотинин), жаждущими богатства и не имеющими представлений о чести и достоинстве.
В этих главных образах и представлена вся ирония автора над государственным строем и жизнью людей того времени.
Если говорить об образе хозяйки дома – Простаковой, то она неграмотная, так как в ее роду учиться считалось преступлением, и потом, она - «презлая фурия», которая постоянно бранилась и дралась, на чем дом ее и держался. В образе Скотинина показываются те негативные черты человека, у которого «всякая вина виновата». Он – жестокий крепостник, у которого свиньи живут лучше людей.
Образ Стародума несет семейную мораль и представляет собой честного человека, не променявшего совесть на деньги. Сочинение по произведению «Недоросль» можно закончить тем, что именно этот нравственный герой и стал «мозгом» пьесы. В его монологах получают особое выражение современные идеи просвещения, которые и исповедовал сам автор.