Передняя вилка с амортизатором является одной из важнейших составляющих современных велосипедов. Основной ее задачей выступает гашение ударных нагрузок на переднюю ось при контакте с неровностями на дороге.
Действие амортизатора рассчитано на быстрое сжатие вилки при наезде на препятствие и относительно неспешное разжатие. Данный принцип функционирования амортизационной вилки позволяет велосипедисту оставаться в седле прежде всего при скоростной езде по пересеченной местности.
Естественно, со временем даже самая дорогостоящая, надежная передняя вилка велосипеда приходит в негодность. При этом постоянно пользоваться услугами мастеров при необходимости ее обслуживания и ремонта по карману далеко не каждому. Поэтому очень полезно разобраться в устройстве вилки, особенностях ее разборки, сборки, обслуживания, замены комплектующих.
Типы вилок
Исходя из особенностей конструкции и устройства амортизации, можно выделить следующие типы велосипедных вилок:
- жесткие;
- пружинные;
- воздушно-масляные;
- воздушные;
- пружинно-масляные;
- пружинно-эластомерные.
Жесткая вилка на велосипед дает возможность передвигаться на повышенных скоростях при езде по ровному, асфальтированному покрытию благодаря отсутствию колебаний амортизаторов.
Если говорить о пружинно-эластомерных и воздушных типах вилок, то они предназначены в первую очередь для смягчения контакта с крупными неровностями, например для облегчения переезда через бордюры или трамплины. В то же время такие вилки хуже справляются с ударами при езде по мелких камнях.
Что касается воздушно-масляных и пружинно-масляных вилок, то данные механизмы способны эффективно поглощать и максимально смягчать практически любые толчки, даже при наезде на незначительные трещины в асфальтовом покрытии.
Устройство вилки велосипеда
Базовыми составляющими амортизационных вилок выступают:
- Шток – ось, статично соединенная с коронкой. Выступает соединяющим звеном с рамой велосипеда.
- Коронка представляет собой переходный элемент, на котором крепится шток и ноги вилки.
- Нога – составляющая, которая подвижно соединена со штанами вилки. Внутренняя часть ног, которые содержит вилка на велосипед, заполнена пружинами, регуляторами и блокираторами амортизации.
- Штаны состоят из двух стаканов, соединенных жесткой скобой. Выступают держателями для ног амортизационной вилки.
Внутреннее строение
Амортизационная вилка на велосипед отличается особым внутренним строением в сравнении со стандартными, жесткими моделями, которые представляют собой сравнительно простые конструкции. Основными внутренними составляющими амортизационных вилок выступают:
- Сальники – детали, что препятствуют попаданию внутрь вилки влаги и загрязнений, поддерживая тем самым стабильный уровень смазки механизма.
- Направляющие, которые представлены в виде тонкостенных пластмассовых втулок, размещенных внутри штанов вилки.
- Регуляторы жесткости представляют собой болты, которые являются продолжением наружной гайки на коронке вилки. Сжимают пружины ног вилки при нагрузках на конструкцию.
- Пружины устанавливаются в ногах вилки для поглощения энергии удара путем деформации металла. Передняя вилка велосипеда воздушного и воздушно-масляного типа не содержит пружин. Здесь данную функцию выполняет сжатый воздух.
Регулировка вилки велосипеда
Подобрав подходящую под стиль катания и особенности строения рамы велосипеда амортизационную вилку, владелец двухколесного коня получает возможность ее регулировки. Чтобы правильно настроить велосипедную вилку, необходимо понять, за что отвечают отдельные настройки и в какую сторону их следует корректировать. В то же время стоит отметить, что о реальной регулировке можно говорить лишь при наличии вилок воздушного, масляно-воздушного и пружинного типа.
Жесткость
Каждая вилка на велосипед изначально обладает определенным уровнем жесткости. Данную характеристику еще называют негативным ходом. В идеале показатель жесткости должен составлять не более десяти процентов от общих возможностей хода амортизатора.
Регулировать амортизатор для велосипеда рекомендуется, исходя из веса велосипедиста. Обычно параметр настраивается однократно после покупки велосипеда и корректируется лишь при изменении стиля езды, например в случае перехода со скоростного катания по равнинам на даунхилл.
Отскок
Настройка отскока амортизационной вилки важна при изменении характера покрытия. Для достижения максимальных скоростных показателей во время езды на велосипеде требуется минимальный отскок вилки при контакте с неровностями. Только в таком случае на преодоление препятствий не затрачивается энергия педалирования. Для катания по пересеченной местности уровень отскока регулируют, устанавливая повышенный его показатель.
Существует достаточное количество инновационных систем, в которых амортизатор для велосипеда самостоятельно подстраивает уровень отскока при изменении характера покрытия. Принцип функционирования таких вилок основан на повышенной чувствительности внутренних компонентов к колебаниям.
Компрессия
Установка определенного уровня компрессии велосипедной вилки дает возможность снизить либо увеличить скорость сжатия механизма. Данная настройка выступает противоположностью предыдущей. К сожалению, правильно отрегулировать уровень компрессии на практике удается лишь немногим специалистам.
Локаут
Настройка предполагает блокировку амортизационной вилки в одном статичном положении. Полезна для спортсменов, которые используют горные модели велосипедов для езды по ровному покрытию на дальние дистанции.
Разборка вилки
Как разобрать вилку велосипеда? Выполнять разборку амортизационного механизма рекомендуется в следующей последовательности:
- с помощью шестигранников отвинчиваются нижние крепежные болты;
- выкручивается болт, который отвечает за регулировку амортизационного свойства пружины;
- извлекается эластомер, предназначенный для ограничения хода пружины;
- аккуратно снимаются штаны вилки; при этом нужно следить за вытекающим маслом, загрязнением и водой;
- извлекаются сальники и башинги.
Поняв, как разобрать вилку велосипеда на практике, можно выполнить ее сборку, осуществив те же действия, но лишь в обратном порядке. Главное - оставаться внимательным и в точности следовать инструкциям.
Уход и ремонт
Своевременный уход, обслуживание и ремонт вилки велосипеда являются залогом ее «здоровья». Выполнять смазку вилки рекомендуется не чаще одного раза за сезон. Однако при частой езде или интенсивной эксплуатации механизмов к данной процедуре придется прибегать гораздо чаще. В целом процесс смазки заключается всего лишь в заливке масла под пыльник при помощи шприца. Далее ноги вилки разрабатываются нажатием на механизм, а остатки смазки удаляются влажной губкой.
Крайне важно, чтобы вилка на велосипед оставалась в чистоте. Поэтому после каждого катания настоятельно рекомендуется протирать ноги в области пыльников. Это позволит избежать засорения внутреннего механизма, загрязнения масла пылью, что может привести к неадекватному поведению механизма.
Что касается ремонта амортизационной вилки, то, не обладая достаточным опытом, лучше лишний раз не рисковать, возложив данную задачу на плечи специалистов. Чтобы приобрести нужные навыки, стоит воспользоваться опытом бывалых велосипедистов, выполнив несколько раз разборку и сборку под контролем знающего человека. Со временем даже такое, казалось бы, сложное занятие, как замена деталей амортизационной вилки и регулировка ее механизма, может превратиться в достаточно простую процедуру.