Принято считать, что итальянская железная дорога родилась в 1839 году. Ветка длиной чуть более 7 км связывала Неаполь и пригородную станцию – Протези. Лишь после того, как раздробленная страна объединилась в единое государство (после 1860 года), новый способ путешествовать принялся завоевывать пространства и поклонников.
Грузы и пассажиры
Любопытно, что железнодорожные перевозки грузов по территории Италии не слишком популярны. Пальму первенства уверенно держит автомобильный транспорт: благо, идеальное состояние дорог позволяет.
Международные компании тоже предпочитают колеса или, на худой конец, путь по волнам: 144 морских порта делают его более выгодным. В сети можно встретить отзывы, где путешественники отмечают заброшенные и мало загруженные сортировочные станции: похоже, железнодорожные перевозки грузов и в самом деле переживают не лучшие времена.Зато пассажирские - в полном порядке. По этому показателю Италия занимает пятое место в Европе и девятое – в мире.
Лучший из лучших
В принципе, перевозки железнодорожным транспортом – самые удобные для туристов. Самолеты дороги, не всюду на них попадешь, прокат автомобиля и сам по себе недешев, а к нему придется добавить дорогущую парковку, платные дороги и бензин. Кроме того, по свидетельству опытных автолюбителей, культура вождения в Италии не очень развита, поэтому крайне желательна еще и страховка.
Так что автомобиль стоит брать только очень уж «ушлым» туристам, которым римские и флорентийские красоты не интересны – они стремятся увидеть страну поближе, побывать в небольших деревнях, на частных винокурнях, полюбоваться природными красотами. Для подавляющего же большинства путешественников железная дорога – то что доктор прописал. Она покрывает густой сетью всю страну, еще и сэкономить можно здорово.
Ситуация с перевозчиками
Частные железнодорожные компании Италии, которых в стране около сорока, обслуживают только 20% рынка и, как правило, действуют локально (региональные электрички, о которых пойдет речь далее, именно их «вотчина»).
Крупнейший перевозчик страны называется Gruppo Ferrovie dello stato Italia. Предприятие основано еще в 1905 году, а в 1992-м по решению правительства преобразовано в общество с ограниченной ответственностью. Компания на все сто процентов принадлежат государству.
Именно она обслуживает подавляющее большинство маршрутов и пассажиров, объединяя все железные дороги Италии. Билеты можно приобрести онлайн или на станции (в кассах и терминалах).
Приобретение билета
Что касается наиболее традиционного способа, то он не очень удобен: многие кассиры английским не владеют, работают только до 8 вечера (а иногда и до 6), в более позднее время в «кассу» может превратиться станционный бар, и не местному жителю разобраться в этом будет довольно трудно.
Чтобы не метаться в поисках по станции, лучше обратиться к автомату (агрегат "знает" английский), заплатить в нем можно и наличными, и банковской картой.
Лучше всего приобретать билеты на официальном сайте перевозчика (trenitalia.com), правда, нужны определенные навыки. Пусть родина да Винчи – настоящая мекка для туристов, и посещают ее жители самых разных стран, путешественникам, не владеющим итальянским или английским, тяжеленько придется: сайт предлагает «пообщаться» только на этих двух языках.
Лучше всего – купить билет онлайн
Впрочем, интерфейс, как принято говорить, интуитивно понятен, и с ним можно справиться, обладая минимумом знаний. Единственное, на что нужно обратить внимание: те, кто сталкивался с ресурсом, советуют название пунктов отправления/назначения писать по-итальянски, иначе умная машина не поймет и отправит Бог весть куда.
Для начала следует определиться с поездом, на котором предстоит ехать: железнодорожная сеть Италии достаточно насыщенна и вариантов может быть несколько. Изучить расписание можно на этом же сайте или поискать другие ресурсы в Интернете. Обнаружив искомое, нужно заполнить специальную форму для приобретения билета, обязательно оставить свой электронный адрес и спокойно ждать: ответ придет только через сутки.
Нужно будет перейти по ссылке, изменить пароль – и только потом оплатить карточкой (обязательно следите, чтобы заполненная форма с именем и фамилией совпадала с тем, что написано на карте).
После оплаты на электронную почту пассажира придут билеты – их нужно просто распечатать, больше ничего не требуется: приобретенный онлайн проездной документ не компостируется, в отличие от остальных (купленных в кассе или автомате). Опытные путешественники говорят, что крайне желательно записать специальный код PNR – именно он потребуется контролеру в поезде, который проверит по базе данные пассажиров и выдаст чек. Конечно, для этого у него есть специальное устройство, но случается всякое.
Стремительная ла Фречче
Перевозки железнодорожным транспортом в Италии осуществляют в основном три вида поездов.
Первые – это скоростные «Евростар» или «Стрела», которые гоняют между крупными городами страны. На сайте перевозчика они ласково называются «ла Фречче».
Всего их три разновидности: «Бьянка» (белая) – самая медленная, скорость около 180 км/час, «Аргенто» (серебряная) – 250 км/час и «Россо» (красная) – самая скоростная, 350 км/час. Приведенными данными стоит руководствоваться, делая выбор – чем дальше ехать, тем быстрее должен быть поезд.
Конечно, стоимость проезда «кусается» (из Рима до Флоренции придется заплатить около 60 евро), зато условия путешествия роскошные и домчаться до пункта назначения можно менее чем за два часа (даже если расстояние более 500 км). Очень удобно именно для тех путешественников, которые хотят за короткое время «охватить» как можно больше достопримечательностей.
Одновременно с покупкой проездного документа бронируется место в поезде, компостировать билет тоже не надо (в остальных случаях лучше тщательно за этим процессом следить).
Междугороднее сообщение
Остановок «Стрела» делает минимум. Если нужный пункт назначения среди них не значится, придется обратить внимание на второй вид поездов, которые предлагает итальянская железная дорога – «интерсити» (междугородние внутренние и по Европе).
Тут уж бронью придется обеспокоиться заранее, а стоить это будет 3 евро. Если место не принципиально, можно просто сесть на любое свободное, но обязательно следует закомпостировать билет на станции (яркие желтые или синие ящики – засунув «тикет» в отверстие, нужно подождать, пока автомат не поставит время и дату).
Закомпостированный билет действителен 6 часов, не закомпостированный – 2 месяца. Его можно даже вернуть, потеряв около 20% стоимости, но права на проезд он не дает. В случае, когда пассажиры вскакивают в отходящий поезд или просто забыли поискать компостер на станции, необходимо сразу отправиться (самостоятельно, это важно!) на поиски контролера.
Если он поймает нерадивого путешественника сам, придется заплатить немалый штраф, который к тому же не освобождает от покупки билета – итальянская железная дорога не жалует «зайцев». Кататься без билета дорого, бесперспективно. Да и стыдно.Аналог пригородной электрички
Третий вид сообщения – региональные электрички. Ехать придется довольно долго (в полтора-два раза дольше, чем в «Стреле»), зато дешево. Ездят они, как правило, на расстояние не более 200 км. К примеру, если место дислокации – Рим, а хочется полюбоваться флорентийским наследием Высокого Возрождения, проезд в вагоне 2 класса междугородного поезда обойдется в 44 евро, а на электричке – в 21.
Сэкономить на последних, конечно, не получится – цена будет одинаковой, когда бы пассажир ни купил билет, даже перед отправлением.
То ли дело «Ла Фречче» или "Интерсити": если озаботиться проездным документом заранее – за два месяца (хотя бы) до предполагаемой поездки, можно приобрести его по эконом- и суперэконом-тарифу. Это позволит купить билет почти вдвое дешевле. Так, по тарифу суперэконом из того же Рима во Флоренцию можно домчаться всего за 19 евро (второй класс).
Комфортная Европа
По отзывам, на фоне «Стрелы» или «Интерсити» электрички имеют вид убогий и обшарпанный, тем не менее до «постсоветских» им очень далеко. Так что жителям бывшего Союза бояться нечего: итальянский железнодорожный транспорт не знает деревянных скамеек, оторванных поручней и разбитых окон.
Обращать внимание следует на класс вагона – поместившись не по адресу, придется доплатить разницу в стоимости. Бывалые путешественники говорят, что уровень комфорта во втором и первом классе практически одинаков. Ну, принесут микроскопическую чашку кофе или свежую газетку (итальянскую). Вряд ли стоит за них переплачивать.Удивительно (при такой скорости сообщения), но еще железнодорожный транспорт в Италии бывают ночной (ушлые туристы хвастаются, что при переезде из города в город можно выспаться в вагоне и значительно сэкономить на гостинице).
Важные детали
Следующее, на что нужно обращать внимание – вокзал. В крупных городах их может быть несколько, и приехав не на тот, догнать ушедший поезд будет уже невозможно. Перечни основных станций и их сокращений приведены на сайте.
Чтобы сориентироваться на станции, нужно воспользоваться табло – номер платформы появляется за 15 минут до прибытия. Нужно иметь в виду, что название маршрута ничего не скажет неопытному пассажиру: высветятся только конечные станции, и если пунктом назначения является промежуточная, можно сплоховать. Поэтому лучше всего обращать внимание на номер состава (он есть в билете и будет указан на табло).
Отдельная тема – это забастовки. Происходят они столь часто и организовано, что есть смысл ознакомиться с их расписанием. Как правило, туристов это мало касается, но чем черт не шутит? Опытные туристы советуют ознакомиться с графиком забастовок на сайте scioperi.mit.gov.it. Не советуют и рассчитывать на быстрые пересадки.
Конечно, итальянская железная дорога – одна из лучших в Европе, но есть одна особенность: поезда хронически задерживаются (правда, они повсюду задерживаются, во Франции даже интенсивнее), но каскадные опоздания на 25-30 минут – это местная «фишка».Особенно рассчитывать на задержку не стоит, готовиться к посадке лучше заранее. Платформы на большинстве вокзалов достаточно низкие, и забросить тяжелый багаж в вагон надо еще ухитриться.
Железнодорожные перевозки пассажиров
Путешественникам, обремененным детьми, не лишним будет знать, что 4-летнего малыша можно провезти бесплатно (только держать придется на руках), а ребенка от 4 до 12 (14) лет – со скидкой в 30%.
Существуют многочисленные дисконтные предложения – для семьи, студентов, групп от 6 человек и т. д. Экономия может быть весьма существенной, поэтому ознакомиться с предложениями будет полезно.
Так, если турист планирует разъезжать по всей территории Италии, он может, приобретя специальную карту за 50 евро, сэкономить до 50% на региональных поездках и до 20 % – на междугородних. Информация доступна на официальном сайте перевозчика, и практически каждый найдет для себя оптимальный вариант, если как следует вникнет в ситуацию. Тщательно разработанный маршрут – залог успешной поездки. Все, кто уделил этому вопросу должное внимание, остались очень довольны.