Индийские фильмы про любовь давно уже стали отдельным и достаточно популярным жанром, которому присущи своих характерные особенности и традиционные моменты, выделяющие его среди всех прочих. Кроме того, большое влияние на структуру индийского фильма оказывает специфика индийского кинематографа в целом.
Непременные составляющие
Детали, которые присущи индийскому кинематографу в целом и которые обязательно имеют все индийские фильмы про любовь, следующие:
- наличие дополнительной сюжетной линии внутри основной сюжетной линии, отступления и дополнительные истории, помимо основной;
- влияние типичной индийской драматургической традиции, делающей пение и танец неотъемлемой частью рассказываемой истории;
- довольно условный и неправдоподобный сюжет, который ставит целью донести до зрителя вполне определенную мысль, а не рассказать ему последовательную историю.
«Любовные» особенности
При этом романтичный индийский кинематограф, т.е. индийские фильмы про любовь, имеют и свои ключевые моменты:
- большая часть индийских картин про любовь относится к жанру мелодрамы;
- традиционному индийскому фильму свойственен хороший конец с воссоединением влюбленных после долгих страданий;
- в сюжете индийского фильма про любовь женщина находится в более эмансипированном положении, нежели в других индийских кинокартинах.
Духовная направленность
Индия считается одной из самых духовных стран мира, и духовная направленность является общепринятым и непоколебимым знаком качества, которым обладают все без исключения индийские фильмы про любовь. В таких картинах всегда побеждают правда, истинная любовь и красота. Европейскому зрителю с огрубевшей душой, избалованному и перенасыщенному американской кинопродукцией, сложно по достоинству оценить детища кинематографа Индии, ведь для этого нужно уметь видеть незабвенную красоту окружающего мира. К примеру, практически непрекращающиеся песни и танцы для непосвященного покажутся нелепой наивностью, но именно через них миллиардное население Индии ощущает и передает эмоциональную подоплеку происходящего в киноленте.
Эталонные картины
В отечественном прокате еще со времен советского кинематографа индийские фильмы на русском заняли отдельную нишу и сдавать позиции не собираются. Они имеют сотни тысяч поклонников на бескрайних просторах бывшего СССР. Особенно успешными и популярными стали киноленты, представленные ниже. Эти индийские фильмы на русском, несмотря на разные временные периоды своего появления, наиболее заинтересовали как отечественного зрителя, так и мировую кинообщественность.
Очень душевный и семейный!
«И в печали, и в радости…» - фильм индийского режиссера Карана Джохара, снятый по его же сценарию в 2001 году. Главные роли были исполнены Амитабхом Баччаном и Джаей Баччан. Фильм был рекордсменом по кассовым сборам до 2006 года, более трех недель провел на третьем месте британского хит-парада и удостоился большого количества наград. В основе киноленты «И в печали, и в радости…» лежит конфликт между социальным статусом и любовью. Главный герой, вынужденный выбирать между свадьбой с любимой девушкой, лишившейся родителей и всякой поддержки, и миром в собственной семье, с отцом, не одобряющим его невесту, делает выбор в пользу девушки. Вместе они покидают город, порвав все связи с семьей, но некоторое время спустя младший брат главного героя узнает о произошедшем и направляется следом в надежде на воссоединение.
Любовь приходит тихо
«Навеки твоя» - фильм 1999 года выпуска, снятый режиссером Санджаем Лилой Бхансали по его же сценарию. Главные роли исполнялись Айшварией Рай, Аджаем Девганом и Салманом Ханом. Фильм удостоился более чем двадцати наград. В основе конфликта картины «Навеки твоя» лежит любовь между молодым музыкантом и дочерью его учителя. Учитель, недовольный этой связью и прочащий дочери другого, более перспективного жениха, заставляет их расстаться и выдает девушку замуж за другого. Большую роль в сюжете сыграют письма молодого музыканта его любимой, которые случайно попадают в руки ее отца и заставляют его полностью изменить взгляд на брак молодых людей и предложить музыканту сопровождать его в поездке в Италию, где теперь живет девушка. Ее отец собирается исправить содеянное, не желая видеть свою дочь несчастной в браке с нелюбимым мужчиной.
Номер один в России
«Зита и Гита» - фильм режиссера Рамеша Сиппи, снятый в 1972 году и немедленно взлетевший на вершину кинопроката. Пользовался огромной популярностью в СССР. На эту картину неоднократно снимались ремейки. Главную роль исполнила Хема Малини, вместе с ней с успехом сыграли Дхармендра и Санджив Кумар. «Зита и Гита» - фильм, история которого основана на популярном в Индии мотиве разлученных близнецов – это случилось и с главными героинями фильма, Зитой и Гитой. Обе девушки ведут совершенно разную жизнь, и одна из них обладает мягким уступчивым характером, другая же выросла довольно жесткой и деятельной. По воле случая героини меняются местами и остаются вести жизнь друг друга, причем это нравится им гораздо больше, чем прежнее их существование. Кажется, начинает налаживаться дело и с любовью, но в это время в ситуацию вмешивается их дядя, чьи домогательства ранее уже едва не довели одну из девушек до самоубийства. Он пытается избавиться от сильной сестры, мешающей ему подавить более слабую, и для этого привлекает связи в полиции.
Все, что Бог делает — все к лучшему
Кино «Эту пару создал Бог» относится к жанру романтической комедии, не самому типичному для индийских фильмов о любви. Его премьера состоялась в 2008 году и сразу же сделала его шестым в рейтинге кассовых фильмов и вторым в ежегодном списке хитов. Режиссер и автор сценария – Адитья Чопра, главные роли были исполнены Шахрухом Кханом и Анушкой Шарма. Фильм обладает более чем десятком наград и номинаций. В картине разворачивается сложный конфликт между любовью и семейным долгом. Главная героиня – молодая девушка, которая по просьбе умирающего отца вышла замуж за выбранного им жениха. Несмотря на то, что супруг искренне ее любит, героиня не испытывает к нему особенной симпатии, зато начинает всерьез увлекаться партнером по занятиям танцами. Ее чувства взаимны, и партнер предлагает ей оставить нелюбимого мужа и бежать с ним, так что героиня оказывается перед по-настоящему трудным выбором.
"Дыхание не было моим, и биение сердца было чужим…"
Фильм «Слепая любовь» режиссера Кунара Кохли вышел на экраны в 2006 году. Главные роли были исполнены Каджол и Аамиром Кханом. Съемки фильма проходили более чем в пяти странах. При этом часть их, прошедшая в Дели, потребовала специального разрешения от организаций, занимающихся защитой исторической части города и памятников древности. Право на эти съемки потребовало также большой оплаты. Фильм удостоен более чем десяти наград. В основе сюжета лежит история слепой с самого рождения девушки, которая с разрешения родителей отправляется учиться в Дели. Там она знакомится с молодым экскурсоводом, в которого сразу же влюбляется. Кажется, что и он испытывает к ней те же чувства. Так что, на первый взгляд, отношениям молодых людей ничего не угрожает, и дело движется прямиком к свадьбе. Однако в какой-то момент героиня выясняет, что ее любимый – совсем не тот человек, за которого пытается себя выдавать. Ей предстоит узнать правду и принять окончательное решение.
Новинки
К этой особой категории индийских фильмов, которые любит и смотрит бесчисленное количество зрителей по всему миру, в 2014-2015 годах прибавилось несколько новинок. В них благодатная тема романтических взаимоотношений и любви также выходит на первый план. Любовь побеждает все в следующих индийских кинопремьерах: «Сердце к сердцу», «Любовь над облаками», «Лидер», «Я люблю Новый год» и во многих других достойных проектах современного индийского кинематографа.