Когда началась гражданская война в Испании, генерал Франсиско Франко (Франси́ско Паули́но Эрменехи́льдо Тео́дуло Фра́нко Баамо́нде - полное его имя) отметил своё сорокачетырёхлетие, но выглядел уже утомлённым жизнью и гораздо старше своих лет. К непрезентабельной наружности добавилась ещё и усталость, хотя есть подозрения, что она была в основном напускная.
На коротконогого, низенького (157 сантиметров), полноватого, с пронзительным тонким голоском, неловкими жестами генерала его германские друзья-белокурые бестии смотрели с недоумением: уж не еврейские ли у него корни. Основания для недоумения были достаточно велики: Пиренейский полуостров приютил в Кордовии примерно одну восьмую семитов от численности населения. Там к тому же много веков подряд владычествовали арабы, а сам Франко не был кастильцем, он родился в населённой португальцами Галисии.18 июля
Как мы знаем, этот день 1936 года начался ежеутренним прогнозом погоды, который и послужил сигналом к началу восстания: "Над Испанией небо безоблачно". Бунт против республики более всего был спровоцирован самими республиканцами. Левые всех оттенков наводняли правительство: и социал-демократы, и социалисты, и троцкисты, и анархисты - и этот левый уклон день ото дня делался круче.
Партизанщина, безвластие, экономическая неразбериха сталкивали страну в развал и хаос. Бесчинствовали политические репрессии, вместо работы народу предлагались только лозунги, испанский крестьянин уже не мог даром кормить это сборище вождей, болтунов-агитаторов, а свободная торговля была запрещена республиканцами. В этой ситуации политический маятник не смог найти золотую середину, из крайнего левого он устремился в крайнее правое положение.
Центра сил и точки согласования интересов не нашлось. В Испании более всего авторитета было у католической церкви как института пропаганды. И по сей день Испания - страна глубоко верующих жителей. Хотя республика не решилась проводить дехристианизацию, репрессии всё-таки были, поэтому в лице церкви они получили кровного врага, а в огромной массе верующих - неприятелей, до времени скрытых.
Сторонники Франсиско Франко
Правые достоинствами тоже не блистали: там господствовали политическое ретроградство и дремучий обскурантизм. Аристократические землевладельцы и порядком замшелые дворяне надували щёки и выпячивали грудь безосновательно, поскольку не могли нормально профинансировать восстание. Именно поэтому испанские наци попросили помощи у Италии и Германии, а войско набрали из мобилизованных крестьян и нанятых арабо-берберских стрелков из Марокко.
Республиканцы не щадили на своей территории любого вида буржуев, но и наци ничуть не уступали им в жестокости. Скорее, заткнули за пояс. Повстанцы взяли на рамена лозунги, нисколько не похожие на фашистско-германские или фашистско-итальянские, испанцы хотели "народ, монархию и веру".
Надо сказать, Муссолини презирал монархию, а церковь была ему безразлична. Гитлер ненавидел христианство и семитов. Франсиско Франко был интернационалистом: испанцами для него являлись все граждане страны, без различия расы и племени. Идеологией его был католицизм, а восстановить он собирался монархию.
Лавирование под огнём
Встав во главе страны, Франсиско Франко Баамонде не почувствовал уверенности. Потому что в положение он попал весьма сложное. Как вытащить Испанию из этой трясины и при этом сохранить власть, он не знал. Видел только то, что лишь отчаянным лавированием можно добиться решения этих двух вопросов.
Франсиско Франко понимал, что Муссолини и Гитлер обязательно втянут его в мировую войну. А тогда, если они победят, Испания ровным счётом ничего не выиграет, а уж если проиграют, Испания перестанет существовать.
И Франсиско Франко, биография которого запечатлела всё это немыслимое лавирование, объявил нейтралитет. Дружеские жесты, конечно, в сторону Гитлера были, но такие, чтобы этот друг держался на приличном расстоянии.
Парадоксальные поступки
Например, Франко разрешал германским подлодкам и кораблям базироваться в испанских портах, давал им табак, апельсины и пресную воду. Также принимал корабли из Аргентины с мясом и зерном для Германии, разрешал провозить всё это через территорию Испании. Но, когда началась война с Россией, не подчинил вермахту дивизию, которую туда послал. Германские войска на территорию Испании не пустил.
Франсиско Франко, цитаты и даже просто высказывания которого дошли до нас в не таком уж большом количестве, немецкому послу сказал следующее: "Осторожная политика не только в интересах Испании. Она нужна и Германии. Поскольку Испания, дающая Германии вольфрам и другие редкие продукты, сейчас Германии даже нужнее, чем Испания, вовлечённая в войну".
Франко позволял себе почтительно отзываться о Черчилле, с Англией сохранил дипломатические отношения. Говорил о Сталине без особых эмоций. Геноцида евреев при диктаторе не было, против них даже ограничительные меры не принимались. Именно поэтому после окончания войны в Испанию не вошли солдаты антигитлеровской коалиции: формальных поводов не было.
Германских военных и высоких чиновников, попытавшихся спрятаться в Испании, диктатор выпроводил в Латинскую Америку. Такая высокая степень лавирования достойна изучения. Потому далее - с самого начала о каудильо Франсиско Франко.
Потомственный военный
Каудильо - это глава государства пожизненно. Этот испанский полководец добился такого высокого звания несмотря на то, что родился в 1892 году в приморском городке Эль-Ферроль, в Галисии, в многодетной семье простого офицера с ближайшей военно-морской базы. Который к тому же семью свою бросил, оставив в числе остальных детей и маленького Франсиско Франко, прозвище которого и без того было Пакито ("утёнок"). Естественно, мальчик стал ещё более сосредоточен и скрытен.
В военной академии города Толедо, средневековой столице страны, провёл будущий диктатор свою не слишком радостную юность. Худенький, малорослый, оторванный от матери и брошенный отцом, он с головой погружается в учёбу и делает на этом поприще успехи. В дальнейшем, уже на службе, приоритеты Франсиско не изменились, и в тридцать три года он становится генералом - моложе него генерала на тот момент не было ни в Испании, ни в Европе.
Марокко
До 1926 года - служба в колонии, Марокко, где составился Испанский легион, собравший множество изгоев общества. Он станет главной ударной силой, когда Франсиско Франко и его время потребуют немедленного вмешательства.
К этому времени будущий диктатор уже женился на Кармен Поло, родовитой дворянке, которой добивался целых шесть лет. Король Альфонс XIII самолично почтил их свадьбу и даже был посажённым отцом будущей генеральши. В этом браке родилась дочь - Мария дель Кармен - уже после возвращения в Испанию.
Послужной список
Диктатор того времени, правивший в стране, - Примо де Ривера - слил четыре военных академии в одну. Так город Сарагоса стал новым прибежищем Франсиско Франко, прозвище которого уже никто не вспоминал. Начальник Генеральной военной академии не может быть похож на утёнка. В 1931 году это учреждение было упразднено.
Далее послужной список Франсиско Франко весьма велик и интересен. Служил он при монархах, республиканцах и консерваторах. И маршируя по Галисии, и подавляя восстание в Астурии, и будучи почти сослан на Балеарские, а затем на Канарские острова, всё равно постоянно продвигался по служебной лестнице. Вот с Канарских островов он и прилетел по телеграмме, присланной 17 июля 1936 года. Но вылетел он сначала в Марокко.
Братоубийство
А в Испании началась бойня. Франсиско Франко оказался на самом верху антиреспубликанского мятежа, поскольку и фашисты, и монархисты, несмотря на взаимную неприязнь, видели в нём компромиссную фигуру, способную найти общий знаменатель для соглашения противоборствующих групп.
Именно Франко договорился с Гитлером и Муссолини о военной помощи, одержав таким образом победу над республиканцами. И стал генералиссимусом. А страна за три кровавых года лишилась семисот тысяч своих граждан в боях, пятнадцати тысяч под бомбёжками и тридцати тысяч казнёнными.
Послевоенное время
Все удивительные парадоксы управления только способствовали прочности власти диктатора и росту его авторитета. В мировую войну не вступили: хватило гражданской. Со странами антигитлеровской коалиции отношения не испортили. Даже внешне он с возрастом изменился, стал величав и велеречив. Фото Франсиско Франко тех лет явно демонстрируют уверенного в себе человека с волевым и пронзительным взглядом.
Правда, экономику страны настолько подорвала гражданская война, что из коматозного состояния вывести её всё не удавалось. Приверженец автаркии и регулирования экономики государством, Франко не смог удержать реформы. Страна стала экономически либеральной, импорт капиталов других стран потёк в Испанию.
Путь к монархии
ООН осуждала режим Франко как диктаторский, но практически все западные страны поддерживали этого человека за непримиримый антикоммунизм. В 1969 году сильно постаревший диктатор провозгласил своим преемником Хуана Карлоса, принца, внука Альфонса - посажённого отца на свадьбе Франко. Так постепенно Испания возвращалась к демократии и конституционной монархии. Но до 1975 года, когда это свершится, ещё очень далеко.
Послевоенное положение было очень тяжким. В финансовой помощи Испании отказали, в ООН не допускали до 1955 года, в НАТО не принимали. С 1947-го каудильо лично занимался воспитанием малолетнего принца, готовил его к монаршей участи. Посещал с ним храм, беседовал, читал ему, понимая, что неготовый король станет игрушкой в руках авантюристов или интриганов, погубит страну, не справившись с таким окостенелым наследием.
Консервативно-патриотический режим в стране правил методом военно-олигархическим. Печати - цензура, политической оппозиции - репрессии, партиям и профсоюзам - полное запрещение, подпольной деятельности - смертная казнь. Прежде всего - дисциплина. Даже церкви было предписано не увеличивать количество монашества, больше участвовать в мирской деятельности.
Экономическая стабилизация
В 1955 году Испанию в ООН наконец-то приняли, и началась постепенная модернизация. Технократы, противники изоляции страны от экономического влияния зарубежного капитала (автаркии), получили контроль над экономикой. Были получены кредиты по плану экономической стабилизации от международных организаций, ослаб контроль администрации над экономикой.
Иностранный капитал широкой рекой хлынул в Испанию, песета стала свободно конвертироваться. Но Франко пристально следил, чтобы демократия не проникла в социальную и политическую жизнь общества. Только сфера экономики была ей открыта. Так, до самой смерти диктатора в ноябре 1975 года, Испания была авторитарным государством.
Книги, которые стоит прочесть
"Тайная дипломатия Мадрида", "Франсиско Франко и его время" и некоторые другие книги досконально раскрывают ход событий в Испании на протяжении почти целого века. Это очень познавательные работы. Написала их Светлана Пожарская. Франсиско Франко, диктатор и реформатор, встаёт перед читателем во весь свой невеликий рост и предъявляет ему весь свой гигантский характер. Пожарская выполнила первую в нашей стране монографию о Франко, охватив всю жизнь каудильо и обширный исторический фон. Здесь присутствует развёрнутый анализ кризиса общества и причин франкизма. Вклад в русскую испанистику С. П. Пожарской получил высокую оценку в Испании.
Поиски одного дотошного журналиста привели к удивительному открытию: автор приобретённой им в Испании книги "Масонство" - Франсиско Франко, использовавший псевдоним для конспирации. Этот труд - громадная работа по философии и конспирологии, в нём раскрываются многие механизмы воздействия на высокопоставленных людей, внедрения во власть представителей масонства.