Иоганн Вольфганг фон Гете был немецким поэтом, классиком мировой литературы. Родился во Франкфурте-на-Майне, старинном немецком городе, 28 августа 1749 года. Умер в возрасте 83 лет, 22 марта 1832 года, в городе Веймаре.
Отец Гете, Иоганн Каспар Гете, зажиточный немецкий бюргер, служил императорским советником. Мать, дочь старшего городового, - Катарина Элизабет Гете, в девичестве Текстор. В 1750 году у Иоганна Гете родилась сестра Корнелия. Впоследствии у родителей было еще несколько детей, но, к сожалению, они все умерли в младенчестве.
Гете, Иоганн Вольфганг фон: краткая биография
Уютная атмосфера, ласковое отношение матери раскрыли мир фантазий для маленького ребенка. Благодаря достатку семьи в доме всегда царила атмосфера веселья, присутствовало много игр, песен, сказок, что позволяло ребенку развиваться во всех смыслах. Под чутким присмотром отца уже в восемь лет Гете писал немецкие и латинские рассуждения на темы нравоучения. Увлекшись красотой природы, даже пытался вызвать фантастическое божество, властвующее над стихиями.
Когда закончилась французская оккупация, которая длилась более двух лет, Франкфурт словно проснулся после долгой спячки. Горожане проявили интерес к театральным подмосткам, это сказалось и на маленьком Иоганне: он пробовал писать трагедии во французской стилистике.
В доме фон Гете была хорошая библиотека, с большим количеством книг на разных языках, что дало возможность будущему писателю близко познакомиться с литературой в раннем детстве. Он прочел в оригинале Вергилия, познакомился с «Метаморфозами» и «Илиадой». Гете изучил несколько языков. Помимо своего родного немецкого, он свободно говорил на французском, итальянском, греческом и латыни. Также он брал уроки танцев, занимался фехтованием и верховой ездой. Одаренный юноша, Иоганн Вольфганг фон Гете, биография которого весьма сумбурна, достиг успехов не только в литературе, но также и в юриспруденции.
Учился в Лейпцигском университете, окончил Страсбургский университет, защитил диссертацию по праву. Но юридическое поприще не привлекало его, гораздо интересней ему была медицина, позднее он занялся остеологией и анатомией.
Первая любовь и первое творчество
В 1772 году Гете отправили проходить практику по юриспруденции в Вецлар, где он должен был изучить судебную деятельность Римской империи. Там он встретил Шарлотту Буфф, невесту И. Кестнера, секретаря посольства Ганновера. Вольф влюбился в девушку, но понял бессмысленность своих терзаний и уехал из города, оставив возлюбленной письмо. В скором времени из письма Кестнера Гете узнал, что застрелился Ф. Иерузалем, который также был влюблен в Шарлотту Буфф.
Гете был сильно потрясен произошедшим, у него тоже возникли мысли о самоубийстве. Из состояния депрессии его вывело новое увлечение, он влюбился в дочь своей знакомой, Максимилиану Брентано, которая была замужем. Гете предпринял огромные усилия, чтобы побороть это чувство. Так появились на свет «Страдания юного Вертера».
Во время учебы в Лейпцигском университете он познакомился с Кэтхен Шойнкопф и страстно влюбился. Чтобы завоевать внимание девушки, он начинает писать забавные стихи о ней. Это занятие его увлекло, он начал подражать стихам других поэтов. Так, например, его комедийное произведение Die Mitschuldigen, среди стихов Höllenfahrt Christi, отдает духом Крамера. Иоганн Вольфганг Гете продолжает совершенствовать свое творчество, пишет в стиле рококо, однако свой стиль еще едва просматривается.
Становление
Переломным моментом в творчестве Гете можно считать его знакомство и дружбу с Гардером. Именно Гардер повлиял на отношение Гете к культуре и поэзии. В Страсбурге Вольфганг Гете знакомится с начинающими писателями Вагнером и Ленцем. Интересуется народными стихами. С удовольствием читает Оссиана, Шекспира, Гомера. Занимаясь юридической практикой, Гете продолжает усиленную работу и на литературном поприще.
Веймар
В 1775 году Гете познакомился с герцогом Веймара, наследным принцем Саксонии Карлом Августом. Осенью того же года он переехал в Веймар, где впоследствии провел большую часть своей жизни. В первые годы жизни в Веймаре он принимает активное участие в развитии герцогства. Взялся руководить военной коллегией, дорожно-строительными работами. В это же время он пишет драму «Ифигения в Тавриде» и пьесу «Эгмонт», начинает работать над «Фаустом». Среди произведений того времени также можно отметить его баллады и «Стихи к Лиде».
Во время Великой Французской революции и франко-прусской войны Гете несколько отстранился от литературы, его интерес заняли естественные науки. Он даже сделал открытие в анатомии в 1784 году, открыв у человека межчелюстную кость.
Влияние Шиллера
С 1786 по 1788 год Гете путешествовал по Италии, что отразилось в его творчестве как эпоха классицизма. Вернувшись в Веймар, он отдалился от придворных дел. Но к оседлой жизни Гете пришел не сразу, он еще не раз отправлялся в путешествия. Посетил Венецию, с герцогом Веймарским побывал в Бреслау, принимал участие в военном походе против Наполеона. В 1794 году познакомился с Фридрихом Шиллером, помог ему в издании журнала «Оры». Их общение и совместное обсуждение планов дали Гете новый творческий стимул, так появилась их совместная работа Xenien, вышедшая в 1796 году.
Узы брака или очередной роман
В то же время Гете стал жить с юной девушкой, работавшей в цветочной мастерской, Кристианой Вильпиус. Вся общественность Веймара была шокирована, отношения вне брака в то время были чем-то из ряда вон выходящим. Только в октябре 1806 года вступил в брак со своей возлюбленной Иоганн Вольфганг фон Гете. Его жена Кристиана Вульпиус на тот момент уже родила ему нескольких детей, но все кроме Августа, первого сына Гете, умерли. У Августа и его супруги Отилии было трое детей, но ни один из них не вступил в брак, так что род Гете прервался в 1831 году, когда в Риме умер его сын Август.
Первые значимые произведения Гете можно отнести к 1773 году. Его драма Gottfried von Berlichingen mit der eisernen Hand произвела неизгладимое впечатление на современников. В этом произведении Гете преподнес в неожиданном ракурсе образ борца за социальное равенство и справедливость, довольно типичный образ в литературе того времени. Герой произведения, Гец фон Берлихинген, - рыцарь, недовольный положением дел в стране. Поэтому он решается поднять восстание крестьян, но когда дело приняло серьезный оборот, отступается от него. Правопорядок установлен, бессильны оказались революционные движения, описанные в драме как своеволие и хаос. Заключительный акт: герой находит свободу в смерти, последние его слова: «Прощайте, дорогие! Корни мои подрублены, силы меня оставляют. О, какой небесный воздух! Свобода, свобода!»
Поводом к написанию нового произведения «Избирательное сродство» послужило новое увлечение Гете - Минна Херцлиб. Переживая очередной душевный спад, он уехал в Карлсбад, где и начал писать роман. Название он заимствовал из химии, термин означает явление случайного притяжения. Гете показал, что действие природных законов приемлемо не только в химии, но и в человеческих отношениях, а точнее, в любви. В повседневной жизни все имеет свое особое символическое значение, так и в романе глубокие философские размышления сочетаются с простотой обыденной жизни.
Творчество Гете
В драме «Ифигения» чувствуется сильное влияние Гомера. Орест, брат Ифигении, и его друг Пилад прибывают в Тавриду. В Оресте можно просмотреть сходство с самим Гете. Объятый беспокойством, гонимый зловещими фуриями, видевший в олимпийцах враждебных существ, Орест надеется найти покой в объятиях смерти. Ифигения, чтобы спасти своего брата и его друга, приговоренных к смерти, отдает свою судьбу в руки царя Тавриды Тоана. Своей жертвой она искупает проклятие, наложенное на Тантала и его потомков за своеволие. Также своим поступком она исцеляет и брата, словно обновляет, успокаивает его душу. В итоге Орест поступает как Ифигения, отрекаясь от своей судьбы.
Совершенное творение
В 1774 году Иоганн Вольфганг Гете написал роман в письмах «Страдания юного Вертера». Многие считают это творение самым совершенным, подарившим автору всемирную известность и славу. В этом произведении описано противостояние мира и человека, неожиданно переросшее в историю любви. Вертер - молодой юноша, который не согласен с бюргерским бытом и законами, царившими в Германии. Подобно Гецу фон Берлихингену, Вертер бросает вызов системе. Он не хочет становиться льстивым, напыщенным и высокомерным человеком, лучше умереть. В итоге романтик, сильный духом человек, оказывается опустошен, все попытки отстоять образ своего вымышленного, идеального мира терпят крах.
В «Римских элегиях» Гете исполнен радостью язычества, показывает свое причастие к культуре античности. Главный герой довольствуется всем, что можно взять у жизни, нет тяги к недостижимому, нет самоотречения от своей воли. Автор показывает всю радость и чувственность любви, которую истолковывает не как непреодолимую силу, приближающую человека к смерти, а как нечто способствующее укреплению связей с землей.
Торквато Тассо
Иоганн Вольфганг фон Гете в 1790 году написал драму о столкновении двух разных людей - Torquato Tasso. Действие драмы разворачивается при дворе герцога Феррарского. Герои - поэт Тассо, не желающий починяться законам и нравам двора, не приемлющий его обычаи, и придворный Антонио, который, наоборот, добровольно следует этим законам. Все потуги Тассо не подчиняться волеизъявлению двора, показать свою независимость окончились провалом, сильно потрясшим его. В итоге Тассо признает мудрость и житейский опыт Антонио: «Так за скалу хватается пловец, которая разбить его грозила».
О Вильгельме
В некоторых произведениях Иоганн Вольфганг фон Гете стремится показать все возможное, от чего могут отречься люди. Это и любовь, и религия, и свобода воли. В произведении «Годы учения Вильгельма Мейстера» Гете показывает главного героя, отдавшегося в распоряжение тайного союза. Сын зажиточной семьи бюргеров Вильгельм отказался от карьеры актера, единственной возможности быть независимым в феодальной среде. Он рассматривает свой творческий путь как своевольное отношение к феодальной действительности, желание возвыситься. В итоге, отказавшись от своей заветной мечты, проявив малодушие и преодолев гордость, Вильгельм вступает в тайный союз. Дворяне, организовавшие тайное общество, сплотили людей, боящихся революции, любого изменения устоявшейся бюргерской жизни.
Борьба королевства Нидерланды с испанским господством послужила основой для трагедии «Эгмонт». Главный герой борется за независимость нации, оставляя любовные переживания на второй план, воля истории становится важней воли судьбы. Эгмонт дает всему идти своим путем, а в итоге гибнет из-за беспечного отношения к происходящему.
Фауст
Но самым известным произведением, которое Иоганн Вольфганг фон Гете писал всю жизнь, является «Фауст». Urfaust, своеобразное предисловие к «Фаусту», Гете написал в 1774-1775 годах. В этой части замысел автора еще только приоткрывается, Фауст - бунтарь, напрасно пытающийся проникнуть в тайны природы, возвыситься над окружающим миром. Следующий отрывок был издан в 1790 году, и лишь в 1800 году появился пролог к произведению «На небе», это придало драме очертания, которые мы видим сейчас. Замыслы Фауста получают мотивацию, из-за него заключили спор Бог и Мефистофель. Бог предсказал Фаусту спасение, так как всякий ищущий может ошибиться.
Первая часть
Прежде чем прийти к конечной цели своей жизни, Иоганн Гете уготовил Фаусту пройти ряд испытаний. Первым испытанием стала любовь к милой мещанке Гретхен. Но Фауст не хочет связывать себя семейными узами, ограничивать какими-то рамками и бросает возлюбленную. В глубоком отчаянии Гретхен убивает новорожденного ребенка и умирает сама. Так Вольфганг фон Гете показывает, как стремление к грандиозным замыслам, пренебрежение собственными чувствами и мнением окружающих тебя людей может привести к столь трагическим последствиям.
Вторая часть
Вторым испытанием становится союз Фауста с Еленой. В тени диковинных рощ, в компании прелестной гречанки, он ненадолго обретает покой. Но и на этом он не может остановиться. Вторая часть «Фауста» особо выразительна, готические образы уступили место древнегреческому периоду. Действие переносится в Элладу, образы приобретают форму, проскальзывают мифологические мотивы. Вторая часть произведения - своеобразное собрание знаний, о которых Иоганн Гете имел представление в жизни. Там есть размышления о философии, политике, естественных науках.
Отказавшись от веры в потустороннее, он решает служить обществу, посвятить ему свои силы и стремления. Решив создать идеальное государство свободных людей, он начинает грандиозную стройку на земле, отвоеванной у моря. Но некие силы, случайно пробужденные им, пытаются ему помешать. Мефистофель, в образе командующего флотилией торговцев, наперекор воле Фауста убивает двух стариков, к которым тот привязался. Фауст, потрясенный горем, все же не перестает верить в свои идеалы и до самой своей смерти продолжает строить государство свободных людей. В финальной сцене душу Фауста возносят к небу ангелы.
Легенда о Фаусте
Основой сюжета для трагедии «Фауст» стала легенда, распространенная в средневековой Европе. В ней говорилось об Иоганне Фаусте, докторе, который заключил договор с самим дьяволом, пообещавшем ему тайное знание, при помощи которого любой металл можно превратить в золото. В этой драме Гете искусно переплел науку и художественный замысел. Первая часть «Фауста» более напоминает трагедию, а вторая наполнена мистерией, сюжет теряет логичность и переносится в бесконечность Вселенной.
Биография Гете говорит о том, что он завершил дело всей своей жизни 22 июля 1831 года, запечатал рукопись и указал вскрыть конверт после его кончины. «Фауст» писался почти шестьдесят лет. Начатый в период "Бури и натиска" в немецкой литературе и законченный в период романтизма, он отразил все те перемены, которые происходили в жизни и творчестве поэта.
Разногласия современников
Современники поэта относились к нему весьма неоднозначно, больший успех достался его произведению «Страдания юного Вертера». Роман приняли, но все же некоторые просветители решили, что он проповедует пессимизм и безволие. По поводу «Ифигении» уже негодовал Гердер, считая, что его ученик излишне увлекся классицизмом. Писатели же молодой Германии, не обнаружив в произведениях Гете демократических и либеральных идей, решили развенчать его как писателя, которого могут любить только бесчувственные и эгоистичные люди. Таким образом, интерес к Гете вернется только к концу девятнадцатого века. Помогли в этом Бурдах, Гундольф и другие, открывшие творчество позднего Гете.
До сих пор большой популярностью у театральных и кинорежиссеров пользуются творения, которые создал Иоганн Вольфганг фон Гете, цитаты из его произведений актуальны и в наше время. Немецкий писатель и поэт, мыслитель и государственный деятель вызывает интерес не только у своих соотечественников, но и у читателей по всему миру.
Русский Гете
В России первые переводы Гете появились в 1781 году и тут же вызвали огромный интерес к творчеству писателя. Им восхищались Карамзин, Радищев и многие другие. Новиков в своем «Драматическом словаре» включил Гете в число величайших драматургов Запада. Споры, поднявшиеся вокруг Гете, не остались незамеченными и в России. В 1830-х годах опубликовали переведенную на русский язык книгу Менцеля, в которой он давал отрицательную характеристику творчеству Гете. Вскоре Белинский отреагировал на эту критику своей статьей. В ней говорилось о том, что выводы Менцеля наглые и дерзкие. Хотя позднее Белинский все же признал, что в произведениях Гете отсутствуют общественные и исторические элементы, преобладает принятие действительности.
Интересная биография Гете не раскрывает всех моментов его насыщенной жизни. Многие моменты остаются неясными до сих пор. Так, например, с 1807 по 1811 год Гете вел переписку с Беттиной фон Арним. Эти отношения описаны в романе Кундеры «Бессмертие». Переписка прекратилась после ссоры Беттины фон Арним с женой Гете, Кристианой Вульпиус. Стоит также отметить, что Иоганн Гете был старше Беттины на 36 лет.
Наследие
Среди наград Гете можно выделить Большой крест ордена Гражданских заслуг короны Баварии, орден Святой Анны первой степени, Большой крест Ордена почетного легиона, Командорский крест императорского Австрийского ордена Леопольда. Среди наследия, которое оставил Иоганн Вольфганг фон Гете, - фото, картины с его изображением, научные труды, множество памятников как в Германии, так и по всему миру. Но, безусловно, самым значимым является его литературное творчество, во главе которого дело всей его жизни - «Фауст».
Произведения Гете на русский язык переводили Грибоедов и Брюсов, Григорьев и Заболоцкий. Даже такие классики русской литературы, как Толстой, Тютчев, Фет, Кочетков, Лермонтов, Пастернак, не гнушались переводить творчество великого немецкого поэта.
Многочисленные биографы, интересовавшиеся творчеством Гете, отмечали в нем внутреннее раздвоение. Это особо заметно в момент резкого перехода от молодого Иоганна Вольфганга, бунтаря и максималиста, к более позднему, повзрослевшему. Позднее творчество Гете навеяно опытом, годами раздумий, наполнено житейской мудростью, которая не присуща молодым.
В 1930 году в Гамбурге состоялся съезд, посвященный истории и теории искусства. Были зачитаны доклады о пространстве и времени, велись очень эмоциональные дискуссии, было множество споров. Но что было самым удивительным - все выступавшие постоянно ссылались на творчество Гете, цитировали отрывки из его произведений. Безусловно, это говорит о том, что и спустя столетие о нем не забыли. Его произведения пользуются популярностью и в наши дни, так же вызывают бурю восхищения. Кому-то они могут нравиться, кому-то нет, но остаться равнодушным невозможно.