В основе европейской средневековой культуры лежал синтез христианства, античного наследия и особенностей, присущих варварским народам. Характерные черты эпохи — отказ от непосредственного опытного познания природы мира и человека и приоритет религиозных догм. Из-за выдвижения на первый план христианского объяснения устройства Вселенной и стагнации развития многих наук века с V по XIV часто называются «темными». Тем не менее и в этот период расширяются знания человека о мире, продолжается, хотя и в сильно измененном виде, греко-римская традиция образования, по-прежнему существуют «семь свободных искусств».
Основа познания
Началом Средневековья считается падение Западной Римской империи в V веке. Естественно, что формирующиеся народы и государства восприняли многое из открытого, созданного и осмысленного в период Античности. Не была исключением и основа системы образования: дисциплины, которые, по мнению древних греков и римлян, были необходимы как подготовительный этап, предваряющий изучение философии. Семь свободных искусств включали в себя грамматику, диалектику (логику), риторику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Первые три объединялись в тривиум — систему гуманитарных наук. Арифметика, геометрия, музыка и астрономия составляли квадривиум — четыре математические дисциплины.
Во времена Античности
Квадривиум оформился в период поздней Античности. Главной наукой считалась арифметика. Нужно заметить, что во времена Древней Греции и Рима свободными искусствами назывались те занятия, которыми не могли заниматься рабы. Они были связаны исключительно с умственной деятельностью и не требовали больших физических усилий. Под искусством же понимали не художественное представление мира, а способы практического постижения природы через наблюдение.
Тривиум окончательно сформировался позже, в раннем Средневековье. Он стал первой ступенью образования. Только после изучения дисциплин тривиума можно было переходить к квадривиуму.
Церковь и античное наследие
В Средние века в основе познания Вселенной и миропонимания лежало христианство. Церковные деятели противопоставляли веру разуму, отдавая предпочтение первой. Однако многие моменты вероучения нельзя было объяснить без использования некоторых элементов античной философии.
Впервые объединить греко-римские знания и христианское понимание мира попытался Марциан Капелла. В своем трактате «О бракосочетании Филологии и Меркурия» семь свободных искусств он разделил на тривиум и квадривий. Капелла коротко рассказал обо всех дисциплинах, входящих в эту систему. Тривиум у него описывается впервые.
Дальнейшей разработкой тривиума и квадривиума занимались Боэций и Кассиодор (VI век). Оба ученых внесли огромный вклад в становление системы образования в Средние века. Боэций выработал основы схоластического метода. Кассиодор в своем имении в Италии основал «Виварий», составные части которого - школа, библиотека и скрипторий (место, где переписывались книги), - чуть позже стали обязательными в структуре монастырей.
Отпечаток религии
Семь свободных искусств в Средневековье преподавались духовенству и излагались в соответствии с нуждами церкви. Изучение дисциплин было, скорее, поверхностным — лишь на том уровне, который необходим для понимания христианских догматов и отправления служб. Все семь свободных искусств в Средние века постигались с исключительно практической целью и в довольно узких рамках:
риторика необходима при составлении церковных документов и написании проповедей;
грамматика учила понимать латинские тексты;
диалектика сводилась к формальной логике и обосновывала догматы веры;
арифметика учила элементарному счету и использовалась в процессе мистического истолкования чисел;
геометрия требовалась для построения чертежей храмов;
музыка необходима для составления и исполнения церковных песнопений;
астрономия использовалась для вычисления дат религиозных праздников.
Образование в Средние века
В период раннего Средневековья семь свободных искусств изучались только в монастырских школах. Основная часть населения оставалась неграмотной. Философское наследие Античности считалось чуть ли не основой многих ересей, а потому изучение дисциплин сводилось к указанным выше моментам. Однако в скрипториях тщательно копировались не только христианские тексты, но и произведения, поэтические и философские, древних авторов. Монастыри были оплотом образованности и научных знаний.
Ситуация стала меняться в X веке. С этого столетия начинается период расцвета средневековой культуры (X-XV вв.). Характеризуется он постепенным усилением интереса к светским аспектам жизни, к личности человека. Возникают кафедральные школы, куда принимали не только представителей духовенства, но и мирян. В XI-XII вв. появляются первые университеты. Культурная жизнь постепенно перемещается из монастырей и церквей в городские центры.
Переходным этапом между этими двумя эпохами можно считать период каролингского Возрождения.
Семь свободных искусств при Карле Великом
К концу VIII в. Франкское государство объединяло обширные территории Западной Европы. Своего расцвета империя достигла в период правления Карла Великого. Король осознавал, что управлять таким государством можно только при условии создания отлаженного аппарата чиновников. Поэтому Карл Великий решил внести изменения в существующую систему образования.
При каждом монастыре и каждой церкви стали открываться школы для духовенства. В некоторых обучались и миряне. В программу входило семь свободных искусств. Их понимание, правда, по-прежнему ограничивалось церковными нуждами.
Карл Великий приглашал ученых людей из других стран, организовал школу при дворе, где поэзию, риторику, астрономию и диалектику изучали вельможи.
Каролингское Возрождение завершилось со смертью короля, однако оно послужило толчком для последующего развития европейской культуры.
Семь свободных искусств в Средневековье, как и в Античности, лежали в основе образования. Рассматривались они, однако, только в узких рамках практического применения для нужд христианской церкви.