Медиация - это что такое? Процедура медиации

Есть множество технологий, с помощью которых происходит альтернативное урегулирование конфликтов. Одной из них является медиация. Это такой способ разрешения споров, при котором появляется третья сторона, медиатор, которая не должна быть заинтересована в выигрыше ни одной из сторон. Это известная практика, показывающая свою эффективность на протяжении длительного срока.

Функции медиатора

Медиация это

Медиатор - это человек, в обязанности которого входит помощь сторонам конфликта в его урегулировании. При этом сами спорящие контролируют этот процесс и окончательное решение все равно остается за ними. Медиация - это процесс, направленный на оказание помощи сторонам в том, чтобы они правильно вели себя.

Медиатор должен сохранять нейтралитет в любых сложных ситуациях и не поддаваться чувствам личной симпатии или антипатии. Нередко случается, что прежде независимая сторона перестает быть таковой. В этом случае эффективность этого процесса серьезно уменьшается.

Принципы медиации

Процедура медиации

Этот процесс имеет ряд исходных положений, на которые в норме опирается медиатор. Так, посредник должен придерживаться таких принципов:

  • Добровольность. Все стороны, включая медиатора, должны желать разрешения конфликта таким образом. Медиация - это исключительно добровольный процесс, так как направлен на примирение, а не притеснение двух сторон.
  • Конфиденциальность. Медиатор не должен разглашать содержание конфликта, а также его решение при условии, что обе стороны не дали согласия на это. Посредник может рассказывать конкретные случаи, но без упоминания имен, фамилий и других данных, которые могут прямо или косвенно указать на конфликтующих лиц.
  • Взаимоуважение. Только на этой основе компромисс может быть достигнут.
  • Равноправие сторон. Отношения между конфликтующими должны строиться исключительно деловые, подразумевающие идеальное равенство.
  • Нейтральность.
  • Прозрачность процедуры. Несмотря на конфиденциальность, медиация - это процедура, которая не должна иметь подводных камней.

Виды медиации

Вообще, медиация является сложным процессом, поэтому в каждой конкретной ситуации должна использоваться отдельная его разновидность. Какие же они бывают? Существуют такие формы медиации:

  1. Медиация, ориентированная на решение проблем, предусматривает акцентирование внимания на интересах обоих сторон, а не на самих подходах, которые и являются причиной возникновения конфликта.
  2. Трансформативная, смысл которой заключается в концентрации внимания на общении двух сторон, чтобы они научились слушать и слышать друг друга.
  3. Нарративная медиация, в которой она является процессом, когда каждая сторона высказывает собственное мнение по поводу происходящего действия.
  4. Экосистемная - помощь семьям в разрешении конфликтов.

Также существует ряд других видов процесса, являющихся производными от этого типа. Процедура медиации может содержать в себе компоненты всех этих разновидностей, поэтому данное деление только условное. В реальной практике медиатор сам определяет стиль, который наиболее эффективен в данной ситуации.

Преимущества медиации

Процесс медиации

Процедура медиации имеет огромное количество преимуществ перед судебным разбирательством. И будет правильным перечислить их.

  • Экономия времени, сил и денег. Судебное разбирательство может затягиваться на несколько недель, месяцев и даже лет. Результат медиации с большой вероятностью будет ощущаться прямо сейчас.
  • Медиация лучше учитывает индивидуальность ситуации, в то время как суд проводит свою процедуру исключительно по шаблонам.
  • Она направлена не на установление правоты одной из сторон, а на поиск решений сложившейся ситуации.
  • Процесс медиации учитывает потребности участников и их эмоциональное состояние на данный момент, а также в динамике.

Значит, медиация направлена на учет опыта сторон, а не аналогичных конфликтов, как это происходит с судебным разбирательством. Это самый большой плюс.

Области применения медиации

Служба медиации

Конфликты характерны для любых человеческих отношений. Следовательно, и медиация может применяться в любых сферах деятельности. Так, она активно используется при разрешении коммерческих споров, в которые суд вмешиваться иногда даже не может. Например, на работе произошли мелкие конфликты, не нарушающие закон. В такой ситуации только профессиональный медиатор может разрешить его.

Активно используется медиация в сфере социальной работы и психологии. Например, классическое разрешение семейного конфликта является ярко выраженным случаем посредничества. Нередко семьи ссорятся. Это нормально. Как поссорились - так и помирились, а мысли о разводе даже не посещают голову. Но некоторые конфликты настолько серьезны, что делают семью дисфункциональной. И здесь без медиации решить проблему почти невозможно. Поэтому социальная работа с семьей имеет преимущественно посредническую функцию, как и вся сфера в целом.

Служба медиации

Существует огромное количество частных и государственных служб, предоставляющих услуги посредничества между конфликтующими сторонами. К ведомственным учреждениям могут быть причислены социальные службы, а к частным - организации, специализирующиеся на медиации. Тем не менее посредниками могут выступать и представители других профессий, не связанных с юриспруденцией или социальной работой.

Так, уже ранее говорилось, что на определенных видах посредничества акцентирует свое внимание психолог, регулирующий семейные отношения. Еще одним интересным видом является школьная медиация, которая появилась относительно недавно и уже показала свою эффективность в разрешении школьных конфликтов. На ней следует остановиться подробнее.

Медиация в школе

Школьная медиация

Очень часто школьного психолога или социального педагога, в сферу обязанностей которых входит посредничество между конфликтующими детьми, нет. В кризисное время, которое охватило всю страну, достаточно сложно найти деньги на наем профессионала, поэтому такие функции вполне может и должен брать на себя учитель или классный руководитель.

Некоторые процесс медиации воспринимают как попытку силой успокоить дерущихся подростков с последующим вызовом родителей к директору или классному руководителю. Но ею является попытка разрешить конфликт, а не заморозить его. В первом случае родители придут и, возможно, накажут своих детей. Но конфликт все равно останется и в один момент может вспыхнуть снова. Учитель должен обучать детей правильному поиску компромиссов, а не устранять лишь симптомы проблемы в социальной группе, называемой школьным классом. Также может быть школьная служба медиации, которая занимается решением проблемных вопросов. Правда, она бывает в учебных заведениях крайне редко.

Какие конфликты решает медиация в средних учебных заведениях?

Школьная служба медиации

Некоторые считают, что она преимущественно направлена на устранение конфликтов между разными учениками. Но ведь учителя также люди, а потому могут ссориться с детьми. И медиатор в школе должен устранять любые возможные конфликты, даже если ребенок поссорился с уборщицей, которая не имеет к нему никакого отношения. Причем утверждать, что одни конфликты более серьезны, а другие пустяковые, ни в коем случае не стоит. Если обе стороны их болезненно воспринимают, то недооценивать их негативного влияния не следует.

Возраст учитывать не следует. Пострадавшие есть, а потому нужно учитывать интересы обеих сторон, независимо от социального положения. Вообще, дискриминация молодых людей и детей никогда не заканчивалась хорошо. Очень часто они в попытках доказать свою значимость идут совершать жестокие поступки или же просто становятся "трудными подростками". Общение с детьми важно строить исключительно на позициях взаимоуважения, как и с любыми взрослыми людьми.

Выводы

Медиация в школе

Медиация в школе или любой другой сфере человеческой жизни будет существовать еще очень долго. Ведь в ситуации острого конфликта ни один из ссорящихся не сможет понять всей ситуации. И трезвый взгляд со стороны может оказать в этом случае большую услугу.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.