Целью анализа стихотворения "Пророк" А. С. Пушкина является показ изменения юношеского легкомысленного мировоззрения поэта в свете знакомства с людьми глубоко верующими и досконально знавшими Писание – масонами П. Я. Чаадаевым и П. А. Вяземским.
Лицейский период
Воспитанный на сочинениях французского Просвещения, в семье, где к религии относились с прохладцей, молодой человек, скорее подросток, в 14 лет пишет первую почти антирелигиозную поэму «Монах». Так или иначе, он с усмешкой относится к религии, не воспринимая ее как высочайшее достижение человеческого духа. Он не умеет разделить три понятия – Бога как Творца и Создателя всего сущего, религию как доктрину и систему догм, церковь, которая закабаляет человека в строжайшем соблюдении чисто внешних обрядов.
Знакомство с П. Я. Чаадаевым
Оно произошло в 1816 году. К этому времени Петр Яковлевич уже два года состоял в масонской ложе, называя самого себя «христианским философом».
Целью масонов, если это сказать кратко и упростить, было преобразование мира, его движение из косности к прогрессу. Пушкин считал своего друга одним из умнейших людей этого времени. Чаадаеву посвящено немало строк в произведениях А. С. Пушкина. Освещение мировоззренческих взглядов Петра Чаадаева входит в план анализа стихотворения (9 класс). Примеры: он сравнивал пути развития России и Европы, постоянно задаваясь вопросом, почему Европа сделала скачок в движении, а Россия «застыла».Знакомство с П. А. Вяземским
Петр Андреевич был также масоном и, естественно, преследовал те же цели, что и Петр Чаадаев. Они познакомили с Ветхим Заветом своего друга и повлияли на его мироощущение. Показ духовной эволюции должен войти в план анализа стихотворения (9 класс) по литературе: знание "Книги Исайи" Пушкиным к 1826 году и осмысление того, что есть Пророк.
Ссылка в Михайловское
В 1826 г. А. С. Пушкин был в ссылке в Михайловском. Он заезжал к А. П. Осиповой в Тригорское, у которой была обширная масонская библиотека, и углублял знание Писания: масоны были люди глубоко верующие и начитанные.
В 1826 г. он пишет стихотворение «Пророк», которое резко выделяется на фоне всего, что выйдет из-под пера поэта в этот год: несколько посланий к друзьям, прощание с любовью, которая когда-то была мучительной, краткий самоанализ на 9 строчках. Это тоже должно войти отдельным пунктом в план анализа стихотворения (9 класс) по литературе.Разбор по строфам
Перед каждым учеником должен лежать текст. Разбирать следует каждую строфу, ничего не пропуская, поясняя по ходу чтения непонятные современному школьнику слова, например, "перст", "уста", "зеница" и прочие.
Итак, начало
Опираясь прямо на 6 главу, стих 1 Исайи, самого велеречивого библейского пророка, Пушкин пишет, как, почему и зачем человек может стать пророком, и чем он отличается от людей, суетящихся в повседневности.
Что видит Господь, потеряв надежду, что его услышат люди? Грехи и беззакония, опустошенные войной города и земли, руки людей, обагренные кровью. И такой народ приносит ему жертвы. Но Богу отвратительны кровь тельцов и агнцев, благовонные курения и праздники. Кто будет вестником горькой воли Божьей?
Находится человек, который удаляется в пустыню, потому что у него неизбывный мрак на душе, и только в одиночестве он смутно надеется, что Творец его просветит: зажжет в душе лампаду.
Прежде всего будущего пророка не удовлетворяет духовная пустота, которая его окружает, погоня за золотом, «незрячие, глухие» люди, для которых уже хорошо, если есть обед и ужин. По большому счету толпе больше ничего и не надо. И Исайе хочется уйти от нее, очиститься. Но куда и как? Туда, где никого нет, в пустыню. И с душой, полной горечи и тоски, еле-еле, без сил, бредет человек, отринувший мир, в полном одиночестве. Куда влачится, он и сам не знает, и дороги не разбирает, и, наконец, падает без сил. Так начинается анализ стихотворения. План 9 класс пока не может составить самостоятельно, но в общих чертах пункты понятны.
Явление
На развилке Господь посылает человеку грозный знак: своего самого ближнего, всего сверкающего огнем и сжигаемого любовью к Богу ангела: шестикрылого серафима. Двумя крылами он прикрывает ноги, двумя – руки, на двух летает.
Так продолжается план анализа стихотворения (9 класс) по литературе.Что делает серафим
В звенящей тишине, молча, ангел легко и безболезненно касается зрачков (зеница – это зрачок) человека, до самого дна, до самой глубины меняя его видение мира, так, что никогда его глаза не будут закрыты. Они стали как у птицы, без век.
Но этого мало, ангел коснулся ушей – и о чудо! Все, как впервые в жизни, и разом услышал человек. Это были необыкновенные звуки, совершенно не из нашей повседневности, где гомонят птицы и лают собаки, где на базарах торгуются продавцы и покупатели, где слышна ругань и дрязги. Он услышал то, что нам не дано – музыку и гармонию небес, плеск рыб в океанах, рост (прозябанье – это рост) пшеницы в поле, движение сока в виноградной лозе. А он уже слышит и видит все сущее в его огромных возможностях, которые людям не измерить и не ощутить. Вот так идет анализ стихотворения (9 класс) по литературе. Далее испытания продолжились. Вместо грешного пустословного языка Серафим вкладывает в уста пророка жало змеи. Древние считали змею мудрой и знающей тайну бессмертия: меняя кожу, она каждый раз рождается заново – людям это не дано. И змеиный язык пророка изречет мудрые, красноречивые и правдивые слова.
Еще страшнее продолжает действовать серафим – он рассекает грудь и вынимает трепетное пугливое сердце, а вместо него вкладывает пылающий огнем уголь. Испепеляющий огонь не даст человеку успокоиться, зажить мирно и уютно.
Что было дальше
Серафим удалился. В пустыне остался труп. Только Бог воскресил человека из мертвых, позвав его на подвиг исполнения своей воли.
Задача пророка – увидеть и услышать все то, что не могут узреть люди в своей суете и каждодневных заботах. Пророк должен донести до них, темных, что сейчас происходит, звучать как набат, гореть пламенем. Устами пророка заговорит Творец. Это анализ стихотворения. План 9 класс уже может уяснить – объяснение поэтом замысла Господня.Что случится с пророком далее
Об этом прямо не говорится в стихотворении, но надо знать, что за прямые высказывания будут поношения: удары камнями и палками – это еще самое малое, что пророк вытерпит. Задача поставлена – разбудить, вытащить из косности и грехов толпу. А это страшно. Толпа может взбунтоваться и разорвать пророка на части, когда он вещает «удалите злые деяния свои, грехи ваши тяжки и красны, как кровь, остановитесь, и прощу вас, как снег убелю».
Проще, чем толпу, остановить зарвавшегося судью, который не защищает сирот, и дела вдов не доходят до него; легче направить забывшего о долге царя, чтобы его город был городом правды. Так логически должно происходить дело Пророка. В этом и состоит анализ стихотворения Пушкина по плану. 9 класс должен представлять реакцию людей на правду. После общения с Творцом пророку понятно, что путь у него только один: без страха и сомнений говорить всем в лицо горькую правду. И пусть она не нравится – это же не красавица, которая для всех хороша, пусть за нее возненавидят и царь, и народ. Пророк готов пойти на мученическую смерть: он уверен, что и правитель, и подданные опомнятся, отрекутся от крови и грехов и вспомнят о замыслах Божьих.Таков план анализа стихотворения (9 класс) по литературе. Пушкин не дает двусмысленного толкования превращения человека в пророка, который может прямо всем сказать: «Дух Господень на мне, да не убоюсь я царя!». Ведь пророк - не прорицатель, но тот, кто видит и слышит настоящее насквозь и одновременно все разом, и вещает об этом. Пророк - избранник Бога на земле.