Эксперты из GfdS (Общество немецкого языка) из двух с половиной тысяч разнообразных понятий выбрали слово, наиболее часто употреблявшееся в течение 2015 года. И слово это - "беженцы". В Германии эта тема была превалирующей. Кстати, для экспертов оказалась интересна в данном случае не одна лишь тема. Они тщательно разобрали само слово по компонентам и пришли к неутешительному выводу.
Какую нагрузку несёт слово der Flüchtling
С точки зрения исследователей немецкого языка, слово "беженцы" изначально не может нести позитивного значения. Первая часть, корень слова Flücht, переводится по-разному, в зависимости от употребления, а вот суффикс сам по себе интересен смысловой окраской. Иногда он заставляет слово звучать с пренебрежением, например: оккупант - der Eindringling, писака, журналюга - der Schreiberling, а иногда этот компонент обозначает нечто пассивное: экзаменуемый - der Prüfling или подопечный, опекаемый - Schützling.
Слова с таким суффиксом и именно этих групп преобладают в немецком языке. То есть и само явление - беженцы в Германии - изначально не может быть позитивным. Впрочем, в некоторых землях, например, в Саксонии, чаще звучит Flüchtige, что обозначает - беглец. Суффикса уничижительного нет, но окраска и этого слова особой радости произносящего не выражает. Тем не менее весь 2015 год прошёл под знаком этого понятия, и это слово наиболее часто употребляли все германские (и не только!) медиа.
МВД ФРГ
Если внимательно рассматривать статистику, предоставляемую Министерством внутренних дел, в 2014 году было 758 тысяч человек, зарегистрировавшихся как беженцы в Германии. Самое большое количество их прибыло в октябре - 181 тысяча человек. В первые месяцы 2015 года на территорию Евросоюза прибыли 340 тысяч мигрантов, и львиная доля их осела в Германии. Здесь речь идёт сугубо об официальной статистике. В течение всего времени с начала войн в Северной Африке и на Ближнем Востоке огромное число людей обосновалось как беженцы в Германии безо всяких регистраций, нелегально. Специалисты оценивают их количество значительно выше 200 тысяч. И не могут спрогнозировать будущее нашествие.
Беженцы в Германии способны кардинально изменить страну, в этом мнении сходятся уже все, кого этот процесс заботит, а волнуется уже вся Европа. Это колоссальный вызов, и теперь где бы ни встретились немцы - в поезде, на улице, в метро или аэропорту, в кафе или на отдыхе - который год обсуждаются в основном только эти события, никакая другая политическая тема граждан Германии уже не занимает. Сколько беженцев в Германии сегодня? На этот вопрос и сама канцлер ФРГ ответить не сможет.
Ангела Меркель
Ангела Меркель не устаёт повторять: "Мы сможем!", но сможет ли она выполнить все данные обещания, которым поверили беженцы из Сирии и других стран? Это вопрос пока безответный. В рейтинге влиятельных политиков она уступает только Владимиру Путину и значительно опережает Барака Обаму, но прекратить войны и закрыть все ближневосточные и североафриканские конфликты никто пока не в состоянии. Так прекратят ли наводнять Европу беженцы из Сирии, если боевые действия там нарастают? Ответ очевиден - нет.
Ангела Меркель пытается продавить свои решения во всех странах Европейского союза, но это ей довольно плохо удаётся. Страны ЕС, находящиеся в центре и на востоке, наотрез отказываются разделить проблемы, взятые на себя народами Германии, Италии, Греции и Швеции, или хотя бы принять в них участие, оказывая помощь беженцам. Поэтому слишком многое предстоит Ангеле Меркель предпринять, чтобы справиться с весьма обременительным мусульманским потоком, выправить общественное мнение относительно своей политики и не уронить экономику страны.
Путь
Германия принимает беженцев, которые минуют Балканские страны, пересекая границу Турции и Греции, часто безо всякого права на пересечение границ. То есть Женевская конвенция призывает защищать и обеспечивать всем необходимым лишь тех, кто может претендовать на статус беженца.
Если в стране нет войны и насилия, человек должен вернуться на родину. Сортировать людей по этому принципу приходится жителям балканских государств, и надо признать, что они с этим не справляются совсем. Да и сами они охотно оседают в тех же Швеции, Австрии и Германии. Поэтому Шенгенское соглашение приостановлено, в Германии введен пограничный контроль. Ситуация на границах сложилась весьма и весьма сложная.
Помощь беженцам
Германия встретила кризис крепкой экономикой. Рекордные доходы пришлись на 2015 год - 671,7 миллиарда евро, поэтому легко объяснить былой оптимизм Вольфганга Шойбле, министра финансов Германии. Ситуация с беженцами потребовала колоссальных трат, но и в 2016 году министерство в силах сбалансировать гос. бюджет. В Германии самое низкое число официальных безработных - 2,6 миллиона человек, на рынке вакансий полмиллиона открытых.
Именно поэтому эксперты уверены, что статус беженца Германия может давать всем желающим, поскольку лишь поначалу это явится проблемой, далее страну ожидает даже экономический выигрыш - с интеграцией беглецов в немецкое общество и успешным трудоустройством. Это является огромной нагрузкой и на администрацию по всей её структуре, и на население, которому придётся проявлять чудеса толерантности и более чем активного участия в судьбе прибывающего контингента.
Расселение
Оперативность обработки заявок на получение беженцами убежища - ещё не самая главная проблема. За очень короткое время по всей территории страны нужно найти или же создать с нуля приготовленные к зимним условиям проживания пункты расселения. В первую очередь для тех, кто получил статус беженца. Германия и с этим справляется тяжело, местами даже не справляется. В Гамбурге, например, конфискуют пустующие промышленные помещения, что противоречит многим законам, в результате чего возникла довольно неприятная общественная дискуссия.
Почему ограничиваются в правах коренные немцы при разрешении иммиграционного кризиса - этот вопрос был не самым острым в ходе обсуждения. Городские общины и города временно расселяют беженцев в спортивные залы - Немецким спортивным союзом переоборудовано более тысячи их для этой цели. Например, в Бремене занята треть от общего числа спортивных сооружений. Команды и спортивные клубы потеряли возможность для тренировок, уже немало случаев выхода хороших игроков из спортивных объединений.
Социальное жильё
Ближневосточные и африканские беженцы, обосновавшиеся в Германии надолго, должны получать квартиры, но рынок дешёвой недвижимости, подходящей для огромных восточных семей, особенно в больших городах, переживает многие трудности. Социальное же жильё, которым обеспечивает государство, значительно уменьшилось ещё ранее, в десятилетие от 2002 года до 2013, почти на полтора миллиона квартир, а потребность в нём была и без притока беженцев очень велика.
Среди малообеспеченных слоёв населения неминуемо возникает конкуренция и растёт недовольство по этому поводу. Такая же ситуация и в трудоустройстве: минимальная оплата труда в 8,5 евро за час работы может понизиться, если обеспечить трудовую занятость беженцев, а Федеральное объединение союза предпринимателей Германии целиком и полностью против такого положения дел. Готовность помогать беженцам со стороны немецкого населения оказывается под угрозой.
Школы
Чтобы приступить к трудовой деятельности, мигрантам необходимо выучить немецкий язык. Для этого существуют курсы. Особое внимание со стороны властей согласно Конвенции ООН отдаётся правам ребёнка. Дети беженцев не только имеют право посещать школы, но и, как прописано в законах некоторых федеральных земель, обязаны это делать, даже если статус пребывания в стране не окончательно определён. Интеграционная работа - боль практически каждой немецкой школы.
В небольших городках на 300-500 школьников приходится 70-100 детей, которым только предстоит начать изучение немецкого языка. И это не только сирийцы, много детей из государств Балканского полуострова, Венгрии, Чехии, Болгарии, Польши, родителям которых удалось найти работу в Германии. Специальные классы переполнены, поэтому многим таким детям приходится посещать обычные занятия, где они, естественно, ничего не понимают, тем самым отвлекая от выполнения программ остальных учащихся класса. Особые сложности ожидают, разумеется, учителей, самоотдача которых уже на грани возможностей.
Щедроты
Будут ли мигранты, получившие статус беженца, искать работу - это вопрос вопросов. Рассматривая размеры материальной помощи, которую они получают, можно прийти к выводу, что вряд ли. Итак, Германия - пособие беженцам 400-450 евро в месяц на человека. Дания - 1400 евро, Швеция - около 800 евро в месяц на каждого человека. Если учесть, что мигранты обживаются в Евросоюзе быстро, выписывая из родной страны родителей, жён, детей и верблюдов, работать им уже смысла нет, денег хватит.
Перед Европой стоит вопрос выбора, стоит ли играть в мультикультурализм и толерантность, если неминуемы самые негативные последствия? Ведь под видом беженцев в Германию и другие страны Евросоюза проникают члены самых радикальных и повсеместно запрещённых организаций, стало быть, терроризм приобретает всё более надёжную крышу над головой.
Последствия
О протестах среди основного населения Германии речи нет, это пустяки по сравнению с теми проблемами, которые в скором времени предстоит решать: этническая преступность ("обнимашки" в Кёльне уже состоялись), преобладание параллельного мира в жизни страны, поскольку жители мусульманских стран слишком сильно отличаются от немцев по менталитету и, в отличие от них, совсем не толерантны по своим обычаям и образу жизни.
Они будут жить замкнуто, как всегда и всюду. Тем более что и коренное население вряд ли по-настоящему проникнется чуждыми ценностями. Это всё просчитывается гораздо проще, чем, например, пересчитать, не лишние ли проникли в лагерь беженцы. Германия пока не контролирует приток нелегальных мигрантов.
Незащищённость
Опасения и даже страхи немцев имеют под собой почву. Тревога их растёт с ростом количества иммигрантов. По этому поводу наблюдается активизация праворадикальных организаций. Задолженность государства увеличивается, конкуренция на рынке недвижимости растёт. Но главное - влияние ислама в Германии становится невыносимым. Все эти проблемы, которые породили беженцы, в Германии отзывы собирают просто неисчислимые: интернетные форумы гудят, пресса подвергается давлению со стороны властей, которые вынуждены защищать политику государства.
Зато сами немцы впервые за последние десятилетия почувствовали себя абсолютно незащищёнными: медстраховки становятся всё дороже, но за лечение приходится всё равно доплачивать, трудовые договоры ограничиваются по времени (фактически гарантируют только минимальную оплату труда), что ранее бывало исключительно в творческих профессиях, размеры пенсий перестали быть стабильными. И ко всему этому прибавляется каждодневная опасность оскорбительного насилия со стороны "понаехавших" мигрантов.