Жанр портрета занимал одно из ведущих мест в российской живописи во второй половине XVIII – начале XIX веков. Известным художникам того времени позировали многие знаменитые люди, однако, пожалуй, никто не вызывал у живописцев такого интереса, как Александр Сергеевич. Описание внешности Пушкина кистью, пожалуй, еще сложнее, чем художественным словом.
Образы Пушкина в изобразительном искусстве XIX века
Как известно, культура XIX века являлась литературоцентричной: поэзия и художественная проза задавали тон другим видам искусства. Феномен творчества А. С. Пушкина заключается не только в создании им русского литературного языка, но также и в том, что его высказывания о современной ему эпохе являлись квинтэссенцией мыслей русской интеллигенции первой трети столетия. Поэтому неудивительно, что личность поэта так привлекала внимание художников. Его портреты писали лучшие живописцы России: А. Тропинин, О. Кипренский, И. Репин. Описание внешности Пушкина по картинам вышеперечисленных авторов составляет предмет настоящего обзора.
Портреты Пушкина кисти Тропинина и Кипренского
В 1827 года Тропинин создал одно из самых известных изображений «солнца русской поэзии». Художник представил поэта молодым, романтичным, вдохновенным. Пушкин тогда находился на вершине славы: это был расцвет его творчества (как и творчества Тропинина). Описание внешности Пушкина кратко, пожалуй, лучше всего может быть произведено именно по этому портрету: живописец очень выразительно обозначил одну весьма характерную черту в облике писателя – возвышенность мысли.
Александр Сергеевич очень хвалил свой портрет кисти Кипренского. Это изображение давно уже стало классическим: кажется, его можно увидеть во всех школьных учебниках по русской литературе. Описание внешности Пушкина по этой картине может быть исчерпывающим: художник передал в нем внутренний мир поэта таким, каким он видится, наверное, большинству его преданных читателей или тем, кто хотя бы иногда задумывался о характере автора.
Сравнение портретов Пушкина кисти Тропинина и Кипренского
На полотне Кипренского лицо Пушкина серьезно и сосредоточенно, как бы нарочно являет контраст с образом, созданным Тропининым. Вдумчивый, внимательный, глубокий взгляд говорит об огромном жизненном опыте, несмотря на молодость. Показательно, что обе картины были написаны в одном году, т. е. в пору творческого подъема у писателя. Однако Василий Андреевич увидел в нем в первую очередь романтика, мечтателя, каким он и был, наверное, во время написания своих лирических свободолюбивых стихов и поэм.
Описание внешности Пушкина по портрету Ореста Адамовича гораздо сложнее: облик поэта, на первый взгляд, более прост, но в этом как раз и заключается вся сложность. Житейский, обыденный вид поэта может затруднить его характеристику. Вместе с тем образ вполне узнаваем: зритель видит перед собой очень умного человека, который много пережил, осмыслил и воплотил в художественном слове. Тот факт, что Александр Сергеевич положительно отозвался об этой картине, доказывает, что портрет и впрямь удался на славу.
Пушкин на картине Репина
Репин написал знаменитое полотно «Пушкин на лицейском экзамене 8 января 1815 года» в честь столетия Императорского лицея в Царском Селе, и недаром для сюжета была выбрана именно сцена чтения юным поэтом известного стихотворения «Воспоминания о Царском Селе». Художник запечатлел выразительное, вдохновенное лицо Александра Сергеевича, который до того увлекся декламацией, что даже не заметил бурного проявления восторга престарелого поэта Г. Державина, который, кажется, готов был броситься в объятия новому светилу российской поэзии. Описание внешности Пушкина на английском языке может быть осуществлено на основе именно этой картины: в ней есть композиция, сюжет, который вполне отвечает словарному запасу школьников.
Автопортрет поэта
Пожалуй, никто не смог бы лучше охарактеризовать Александра Сергеевича, чем он сам. Автор не раз подшучивал над собой в стихотворениях, эпиграммах и даже в таких крупных произведениях, как роман в стихах «Евгений Онегин». На основе его сочинений ви́дение поэтом себя вполне очевидно для читателя. Пушкин относился к себе с легкой добродушной иронией: он понимал свои недостатки, над которыми сам посмеивался, но вместе с тем показателен тот факт, что он прекрасно сознавал значение своего таланта и творчества в развитии русского литературного языка и художественной литературы в целом.
Именно эти качества характера Пушкин передал в своем автопортрете. На рисунке изображен молодой человек с вдумчивым выражением на лице: несмотря на свой возраст, он обладает большим жизненным опытом, и зритель понимает, что он уже успел многое узнать и осмыслить. Вместе с тем этот образ передает добрый нрав, общительность, отзывчивость, т. е. как раз те самые черты, которые Александр Сергеевич, наверное, особенно ценил как в себе, так и в других. Известно, что поэт придавал дружбе очень большое значение, отведя ей в лирике немалое место. Описание внешности Пушкина на английском может быть сделано и на основе данного автопортрета, поскольку он в сжатой форме передает самую суть личности поэта.